Клонирование секретных материалов

Хочу верить в благо стволовой терапии!

Сериал "Секретные материалы" ("X-Files") о двух спецагентах ФБР считается одним из самых успешных проектов в истории телевидения. Он выдержал девять сезонов, а в 1998 году на его основе вышел полнометражный фильм. Спустя десять лет автор идеи сериала Крис Картер вновь возвратился к формату кино, решив снять очередную пенку с культа агентов Фокса Малдера и Даны Скалли. Только место, отведенное исследованию паранормальных явлений, так запавших в душу поклонникам сериала, занято в новом фильме полемикой по поводу вполне земных вопросов, возникших в публичном пространстве за последние годы.

По сюжету, в маленьком городке исчезает агент ФБР. У осужденного священника-педофила возникают видения, которые приводят следствие к месту преступления, где обнаруживается фрагмент человеческого тела, не принадлежащего пропавшей. За дело берутся знатоки паранормальных явлений в отставке - Малдер и Скалли. Бывший священник прорабатывается Скалли как возможный сообщник похитителей. Тем временем исчезает еще одна девушка. Следствие, при содействии видений экстрасенса, приводит Малдера к заезжим медикам, нелегально занимающимся имплантацией стволовых клеток. Параллельно демонстрируется история борьбы Скалли (напомним, что она врач) за жизнь своего юного пациента, чье неизлечимое заболевание может быть побеждено, как считается, лишь с помощью стволовой терапии. Однако против использования этого метода выступает глава попечительского совета больницы - религиозное лицо.

Месседж картины, к сожалению, не может быть прочитан российским зрителем без предварительного знакомства с тем, какое значение имеет вопрос экспериментов со стволовыми клетками на политической арене США. За годы своего президентства Джордж Буш-мл. пользовался правом вето всего четыре раза. И дважды, включая первое применение данной процедуры, это было сделано в отношении увеличения финансирования исследований стволовых клеток. Свои действия президент объяснял тем, что подобные эксперименты, проводящиеся с применением человеческих эмбрионов, нарушают моральные и этические нормы общества. Ученым предлагалось находить альтернативные объекты для своих опытов или использовать те материалы, которые имелись в их распоряжении до 2001 года - дате документального закрепления некоторых ограничений в этой области. Так как три четверти американцев выступали за продолжение этих экспериментов, считая, что в будущем наука сможет победить ранее неизлечимые болезни, то этим не преминули воспользоваться оппоненты Буша из демократической партии. Президент выставлялся своими противниками как человек, пренебрегающий здоровьем нации. Также активно использовался тот факт, что ученые умы из этой области вынуждены были переехать в другие страны, например в Великобританию, где подобные эксперименты законодательно не запрещены. Джон Керри в своей предвыборной гонке активно муссировал этот вопрос. Демократы, победившие на последних выборах в конгресс, пообещали преодолеть своим большинством президентское вето, но безуспешно. С тех пор вопрос о стволовых клетках - это признак, разделяющий американское общество на консервативную его часть, придерживающуюся религиозной этики, и остальную - прогрессивную, выступающую за научный прогресс.

Власть, как проводник религиозной этики, отражена в фильме в фигуре духовного лица - главы клиники, где работает врачом Скалли. Он выносит решение прекратить лечение пациента, которое проводит бывший спецагент. Однако Скалли не соглашается с позицией руководства и настаивает на сложной операции с применением стволовых клеток. Под неусыпным оком монашек, собравшихся за окнами операционной, Скалли вынуждена действовать на свой страх и риск. Церковник же пытается перетянуть на свою сторону родителей больного мальчика, внушая им мысль отказаться от дальнейшего лечения и сдать сына в хоспис. Полунамеками зрителю также сообщают, что смерть сына Скалли можно было предотвратить. Отчаянное желание спасти пациента идет у врача оттого, что она не желает повторять трагедию собственной потери, видя в больном своего ребенка. Создатели картины стреляют метко, манипулируя зрителем: желание побороть неизлечимые недуги у тех, кто страдает ими в данный момент, - самый сильный аргумент в дискуссии сторон по данному вопросу. Среди противников позиции Буша значится даже Нэнси Рейган, которая сказала по данному поводу следующее: "В результате болезни я потеряла Ронни - он теперь далеко и не слышит меня. Но я намерена сделать все возможное, чтобы спасти других от этой боли, и не представляю, как можно лишить поддержки исследования в этой области". Сын Рейгана высказался, в свою очередь, что Буш "никогда не возражал против законопроектов по выделению средств, представленных конгрессом, но при этом готов отказаться от закона, который мог бы спасти миллионы жизней". Понятно, что среди поддерживающих политику Буша по этому вопросу, прежде всего, люди, имеющие религиозные взгляды. Но данная прослойка часто не ограничивается верой в церковные догматы и заодно допускает существование НЛО, экстрасенсов и прочие подобные вещи. Именно эти люди представляют собой активных зрителей сериала "Секретные материалы" как продукта, активно эксплуатирующего страхи населения. На восприятие этих людей и направлен новый фильм. Перестать поддерживать консервативную политику Буша - вот цель, преследуемая создателями картины в отношении зрителя, что, разумеется, в интересах демократов. Сам президент, кстати, фигурирует в фильме самолично, будучи изображенным на фотографии в помещении ФБР. Только соседствует его портрет рядом с другим президентом - Гербертом Гувером, который остался в истории как неэффективный управленец, не сумевший обуздать Великую депрессию. Также следует принять к сведению, что после Гувера демократы оставались на высшем посту двадцать лет. Аналогом такого сценарного хода, будь он сделан в российском кино, было бы помещение портрета президента России рядом с изображением Брежнева или Черненко.

Фигура священника-педофила, наряду с главой клиники, хоть и не настолько отталкивающа, но крайне несимпатична. Совратив 37 человек в юности, он оскопляет себя в 26 лет. Эта изначальная греховность его природы, с которой он не может справиться, просто дышит "Федрой" Расина. Сам же персонаж, которого первоначально представляют агентам как "католика", олицетворяет Ватикан - в связи с его ролью в вопросе о стволовых клетках и сильно пошатнувшимся авторитетом вследствие обвинения некоторых американских священнослужителей в педофилии. Понятно, что режиссер рисует бывшего священника с большой долей скепсиса. Самая красивая метафора - смерть персонажа от рака легких. Словно сама природа воспротивилась наполнять воздухом легкие этого бывшего преступника. Его видения неизвестной природы - то ли от Бога, то ли от дьявола. Создатели картины намеренно запутывают зрителя, вызвав у священника кровоточие глаз во время одного из экстазов. Вроде бы после этого "сигнала" природа видений экстрасенса не может иметь дьявольское происхождение. Увы, оказалось, что священник был в паранормальной связи с главным преступником, занимающимся трансплантацией органов и подпольными операциями на стволовых клетках. Более того - преступник в прошлом был одной из жертв педофила. Зрителю отчетливо намекают, что все "черные" медики связаны с Восточной Европой. Фамилия помощника главаря, по совместительству его любовника, - Дацышин. Известно, что он говорит с акцентом и имеет грин-кард. Фамилия адресата, на которого выписываются медикаменты, - Юрьефф-Карлофф. Ни один из медиков, проводящих операции, по-английски не говорит. Этот самый невероятный сюжетный кульбит фильма с трудом поддается разумной интерпретации. Зачем восточноевропейским медикам находиться в США и проводить там операции со стволовыми клетками? При этом же похищаются граждане страны, которые все наперечет. Куда спокойней было бы это производить где-нибудь в темных местах Европы или Азии, где людей особо не считают. Но бесстрашный агент Скалли предотвращает нелегальную операцию, сказав таким образом "нет" подпольным экспериментам над людьми.

Помимо основного сюжета в фильме дополнительно есть интересные приемы и забавные моменты. Прежде всего, задействована весьма строгая градация по гендерному признаку: все женщины показаны прагматиками; в частности, Скалли, как и другая женщина-агент ФБР, склонна не доверять священнику-педофилу. Малдер же и остальные мужчины, включая духовных лиц, готовы верить в сверхъестественное. Ну а гомосексуалисты - все отъявленные преступники.

Когда Малдер лежит в одной постели со Скалли, камера выхватывает название книги на тумбочке рядом. В ней идет речь о сексе у WASP. Этим ходом создатели картины, видимо, хотят вызвать одобрение у консервативно настроенной части населения, заодно добавив до кучи либерализма в отношении эмбриологии.

В целом фильм с художественной стороны сделан слабо. Если бы не сцена вначале, созданная в стилистике агиток Ленни Рифеншталь, где группа агентов плотным ровным рядом, синхронно идет, ведомая человеком, впавшим в экстаз, то привередливому зрителю смотреть там было бы больше не на что. Даже сцены, где показываются обезглавленные тела, сняты недостаточно ужасающе - видимо, чтобы не испугать добропорядочных американцев. Фильм, скорее всего, ждет провал. И чтобы мы увидели вновь агентов в деле, теперь недостаточно будет новых вопросов, раскалывающих общество, - доверие зрителя к ним утрачено если не навсегда, то уж точно надолго, а это весомый аргумент для продюсеров.

Веры "Секретным материалам" больше нет.

Секретные материалы: Хочу верить

The X-Files: I Want to Believe

Режиссер: Крис Картер.

В ролях: Дэвид Духовны, Джиллиан Андерсон, Аманда Пит.

США, Канада, 2008.

       
Print version Распечатать