Кантюжная речь

Что стоит за старательным искажением языка на интернет-форумах?

Казалось бы, нет резона тратить столько труда для того лишь, чтобы преобразовать "не могу" в "ойдиржитинимагу". Однако же такие штучки, если упорно их повторять, обладают немалой формотворческой силой. Вот уж и академики появились, утверждающие, что надлежит перевести употребимые формы речевого общения в норму.

Когда бы я верил конспирологам, то говорил бы об очередном заговоре против отечества. Но конспирологам я не верю - оно просто само так обустраивается, что облегченные субстанции невозбранно поднимаются в тонкие слои атмосферы, и всеобщее почти ерничество стало для пролетариата умственного труда средством самоидентификации.

Привязанность к употреблению ненормативной лексики на talk-show и радио явно из другой корзинки - щеголяние вульгарностью представляет собой мутацию малинового пиджака и более ничего. Напротив, осознанное искажение языка теми, кто с нормой вообще-то знаком, но следовать ей не желает, похоже, указывает на специфическую вариацию хиппизма в российской редакции. Ваш мир гадок и мерзок, ради хлеба насущного нам приходится одеваться, как вам, говорить, как вы, и только в эфире виртуального общения мы в состоянии обозначить: "мы - не вы". Так, что ли?

Похоже, в своем понятном стремлении упорядочить политическую жизнь власть заигралась всерьез и нервничает, не будучи уже в силах скрыть невроз. Да, графа "против всех" есть странное для международной практики изобретение, но, будучи изобретена, она успела стать некой ценностью активного неприятия, вместо сугубо пассивной ценности неучастия в голосовании вообще. Убрать графу "против всех" из избирательных бюллетеней за год до думских выборов, что только что свершилось принятием соответствующего закона в первом чтении, - это означает расписаться в обострении боязни.

Особая это боязнь. За исключением редких пока что и разрозненных стычек по поводу выборочного сноса домиков в пределах водоохранных зон или по поводу сноса законной собственности без компенсации по реальной рыночной цене в московском Бутове, вроде бы ничего особенного не происходит. Однако власти нервничают не вполне напрасно. Формальное право сталкивается с обыденным пониманием справедливости, и отнюдь не факт, что формальному праву гарантировано торжество.

У власти достало мудрости не только выправить сервильное, судебное хулиганство в отношении шофера погибшего в аварии алтайского губернатора, но и возглавить протест. Однако не остался незамеченным сам тот факт, что пришлось уступить давлению, демонстрировавшему быстрый процесс самоорганизации. Можно было расчленить и тем разрушить колонну автомобилистов, но сам факт согласованности и самоорганизации сотен водителей не мог не встревожить. Волгоградские пикеты в защиту мэра Ищенко можно при желании счесть организованными искусственно, но люди, в этих пикетах замеченные, отнюдь не производят впечатления подкупных - они отметили, что в кои-то веки в городе стало получше, и видят в аресте мэра не столько торжество Фемиды, сколько политический заказ со стороны губернской власти. Разъезды по стране убеждают в том, что раздраженность властью охватывает все больше тот самый "средний" класс, в приверженности к ценностям которого неоднократно признавались наверху.

В прошлом году все больше волновались по поводу украинских "оранжистов" и грузинских "розовых", но там речь шла о свержении власти, к чему у нас охотников не видно даже среди самых отчаянных. У нас нечто совсем иное: вопль возмущения, нажим почти повсеместный и в результате отчасти полезный продукт в виде финансовых уступок, как то было со знаменитой монетизацией льгот. Пока что на уступки хватает денег, но впереди зима и неотвратимые беды ЖКХ, усугубленные самим процессом внедрения закона о местном самоуправлении, даже независимо от его качеств.

Разумеется, по извечной российской склонности к истерике, сменяющей покорность, Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг не были у нас в числе практически чтимых фигур, но, похоже, что-то меняется. А тут еще Крым с его Анапой и Феодосией, выжавшими-таки американских морских пехотинцев под ошибочным по форме, но верным по существу антинатовским лозунгом. Вроде бы и не у нас, и по другому поводу, с нашей точки зрения вполне благому, но факт отступления властей перед лицом мощного ненасильственного сопротивления не может не тревожить приверженцев той вариации управляемой демократии, что следует определить как сверхуправляемую.

Интернет-переход на некий новый вариант офенского языка, у Даля именуемого также кантюжным, ламанским, аламанским или галивонским, мне думается, именно в этом контексте приобретает дополнительную значимость.

Между тем на рекламном щите, что на Якиманке, слово "пора" рифмуется с "фуа-гра", и самопроизвольно всплывают в памяти лубочные рифмы Маяковского относительно ананасов и рябчиков.

       
Print version Распечатать