Какова цена победы индийского правительства?

В ходе воскресного 27 августа голосования по вотуму доверия правительство премьер-министра Индии Манмохана Сингха устояло, получив в свою поддержку 275 голосов, за недоверие правительству выступило 265 депутатов. 11 законодателей воздержались или отсутствовали в зале заседания.

Это был крупный тактический успех правительства, важный тем, что уклонившиеся от голосования депутаты от партий Бхаратия Джаната партии (БДП), поплатившиеся за свое поведение немедленным исключением из партии, Шив Сена, объединенной Джанаты Дал, а также Бхаратия Джаната Дал и Тринамул Конгресс фактически высказались за доверие действующему правительству, чья поддержка таким образом достигла 286 голосов. Для этих депутатов голосование являлось вопросом политической выгодности сделки - индийская политическая традиция и законодательство, не допускающее императивный мандат, не возражают против перехода на противоположную сторону в самый решающий момент политической баталии. Не случайно трое депутатов от правой оппозиционной Бхаратия джаната парти на заседании предъявили сумку с пачками купюр на общую сумму 10 млн. рупий - порядка 240 тысяч долларов. Они утверждали, что деньги были переданы им представителями социалистической партии Самаджвади в качестве "аванса" за уклонение от голосования. Таким образом, благоприятный для правящей элиты исход голосования имеет скандальный привкус подкупа и обмана...

Важно понять предысторию нынешнего голосования. Жизнь большинства индийской населения все еще подчиняется суровым устоям кастовой системы, которая с рождения предопределяет место каждого человека в социальной иерархии, диктуя правила жизни и поведения для представителей различных каст. Иерархически организованная пирамида каст обусловила сосуществование глубоко дифференцированных социальных групп с разным образом жизни и способствовала выработке давних традиций терпимости, характерных для Индии. Однако существующие религиозные, кастовые и региональные различия постоянно создавали и продолжают создавать напряженность в обществе, негативно отражаясь на политической жизни в стране, порой угрожая ее устоявшимся демократическим институтам и общественной жизни.

Запутанные, различные классовые интересы различных социальных групп, осознающих необходимость государственного единства для собственного выживания, выливались в постоянную калейдоскопичность власти. Индийские элиты боятся собственного народа. Порой они пытаются умиротворить массы, но периодически провоцируют военную истерию в попытке отвлечения общественного внимания,. прибегая к прямым репрессиям, используя любые предлоги: теракты, жестокость полиции, межнациональные погромы.

С 1998 по 2004 годы Индией руководило правительство Национального демократического альянса, сформировавшегося вокруг крайне правой националистической Бхаратия джаната парти. Его деятельность оппозицией воспринималась как угроза демократии в стране, опасность перехода к авторитарному, насильственному, бонапартистскому, опирающемуся на массовые силовые движения средних слоев и деклассированных элементов режиму. Фактически все политические силы страны, кроме БДП и ее мелких союзников требовали политических перемен.

Самым очевидным результатом всеиндийских выборов 2004 года был приход к власти новых политических сил, точнее сказать, реванш самой мощной политической организации страны - партии Индийский национальный конгресс, которая считается автором проекта "Построение крупнейшей в мире демократии" (многие индийцы предпочитают называть свою демократию "самой грязной в мире"). ИНК во главе с Соней Ганди, вдовой сына Индиры Ганди - Раджива, удалось одолеть главных противников - националистов, возглавляемых БДП, которую многие в Индии, включая и коммунистов и ИНК, называют профашистской. Вместе с главными союзниками Национальному конгрессу удалось получить 219 мест в парламенте, союзу националистов во главе с партией БДП - 188.

Большинство индийских партий, за исключением БДП с ее идеологией Хиндутвы, поразительно напоминающей традиционные фашистские взгляды Железного фронта, Муссолини и теоретических отцов теории арийской исключительности, и коммунистов, являются идеологически нейтральными. Их позиции по принципиальным социально-политическим и экономическим вопросам настолько гибкие, что эти партии по сути можно было бы назвать неидеологическими организациями. В соответствии с принятой в 1988 г. поправкой к Закону о народном представительстве, от каждой политической партии требуется лояльность Конституции Индии и приверженность зафиксированным в ней принципам демократии и социализма. Тем самым сглаживается актуальность различий между правыми, левыми и центристами, а приверженность определенным принципам все больше уступает место прагматизму.

Индийский национальный конгресс традиционно опирался на широкую социальную базу, которая, однако, размывалась по мере укрепления экономических интересов различных социальных слоев и региональных сил. В результате неоднократных расколов Национальный конгресс покинули видные политические деятели, составившие костяк партий левоцентристского, центристского, а также регионального и кастового толка. Именно от этих партий зависела судьба Правительства. Важно иметь в виду, что, несмотря на все свое искреннее желание преодолеть кастовые различия в стране, ИНК во многом воспринимался как партия традиции, партия высших каст, их прогрессивных элементов, озабоченных единством нации.

Центристский спектр представлен целым рядом партий, обычно претендующих на выражение интересов отсталых слоев населения, образованных как самостоятельно (зачастую под конкретных политических лидеров), так и в результате многочисленных расколов Джанаты дал. К ним относятся Джаната дал (секуляристская), Самаджвади партии (социалисты), Раштрия джаната дал (во главе с индийским Жириновским, Министром железнодорожного транспорта Лалу Ядавом, прославившегося тем, что когда его посадили в тюрьму за коррупцию, он сделал Главным Министром штата свою жену, а сам управлял штатом из тюремной камеры), Биджу джаната дал, Бахуджан самадж парти (партия неприкасаемых, возглавляемая Главным Министром штата Уттар-Прадеш Майавати, не скрывающей стремления стать премьер-министром) и другие.

При этом большинство этих партий становится де-факто региональными, например Самаджвади и БСП - исключительно сильны в самом большом в Индии хиндуязычном штате Уттар-Прадеш, Раштрия Джаната Дал (РДД) в некогда втором по размеру штате Бихаре, Джаната Дал (с) - на юге страны в Карнатаке, Коммунистическая Партия Индии (марксистская) КПИ(м) сильна в Западной Бенгалии, Керале и Трипуре (в то время как КПИ более равномерно распределена по всей стране). Следует отметить, что сами партии обычно категорически отрицают свой региональный статус, что связано с особенностями законодательства Индии, предусматривающего большую поддержку национальным партиям, чем партиям, сильным в одном или двух штатах. Эти партии пользовались поддержкой представителей низших каст. Кроме того, существует также значительное число региональных партий различной социальной ориентации: АИАДМК и ДМК (Тамилнаду), Широмани акали дал (Пенджаб), Телугу десам парти (Андхра-Прадеш), Национальная конференция (Джамму и Кашмир).

Группировка Джаната дал, выступившая за сотрудничество с БДП, стала называться Джаната Дал (объединенная). Она получила скандальную известность, когда журналисты частного телеканала предложили её лидеру Фернандесу, занимавшему должности Министра обороны Индии и официального координатора правящей коалиции взятку за лоббирование контракта на поставку военной техники индийским вооруженным силам. Фернандес согласился принять вознаграждение, и этот пикантный момент был заснят на камеру и продемонстрирован по федеральному телевидению. Однако правительство, нуждавшееся в голосах Джаната Дал (объединенной), бывшей главным партнером по коалиции, не пошло на отставку Фернандеса, а депутаты - коммунисты и социалисты демонстративно покидали зал заседаний Парламента при еженедельных отчетах Министра обороны, так как считали Министра-взяточника оскорблением самой сути понятия демократии. Показавший скандальную видеозапись издательский дом и телеканал Техелка стал банкротом через три месяца.

Важно понимать, что интересы неприкасаемых, на представление которых претендует БСП, и других низших каст, неразвитых племен и религиозных меньшинств типа мусульман, парсов и др., которых защищают Самаджвади, РЖД и другие партии, находятся в остром противоречии. Бюджетная поддержка и другие меры (резервация рабочих мест, представление постов на государственной службе, представление права на бесплатное образование и пр.) делятся на все эти слои, и идет постоянная борьба за передел этой государственной поддержки.

В результате к 2004 году оппозиция не смогла договориться между собой в ряде крупнейших штатов. В Западной Бенгалии и Керале коммунисты бились не с БДП, а с ИНК и одержали разгромные победы, а в самом большом штате Индии Уттар-Прадеше сложился настоящий клубок, в котором представляющие интересы низших каст социалисты из Самаджвади, неприкасаемые из БСП и ИНК бились не столько с БДП, сколько между собой.

Сформировать правительство ИНК удалось лишь при поддержке извне со стороны партий Левого фронта - объединения индийских коммунистических партий. Никогда за всю историю Индии представительство коммунистов в парламенте не было столь весомым. В новом парламенте Левый фронт контролировал 64 места из 545. Индийский Левый фронт на национальном уровне включает Коммунистическую партию Индии (марксистскую) КПИ (м), Коммунистическую партию Индии (КПИ), Всеиндийский Передовой Блок (All-India Forward Block), чьим символом является красное знамя с серпом и молотом, поверх которого прыгает золотой тигр, и Революционную Социалистическую Партию.

ЛФ по признанию индийской деловой прессы является "мощной силой в индийской политике". Поддержка коммунистов на основе Общей Минимальной Программы играла решающую роль в стабильности индийского правительства. Пост спикера нижней палаты Парламента Лок Сабхи занял член КПИ (м) Сомнатх Чаттерджи, исключенный из партии после воскресного голосования за отказ покинуть пост.

ИНК, надеясь захватить власть в Уттар-Прадеше на следующих выборах, демонстративно игнорировал Самаджвади с ее 38 депутатами - ему была не нужна его поддержка. Социалисты же критически поддерживали Правительство.

Однако, власть на следующих выборах в Уттар-Прадеше перешла не в руки социалистов, правительство сформировало БСП, ставшая основным конкурентом ИНК.

В этих условиях Правительство задумалось о смене союзника. Левый фронт требовал от правительства слишком многого, социалисты соглашались на меньшее.

С конца 1980-х и в 1990-х годах экономика Индии постепенно становилась более открытой, что в свою очередь подстегнуло экономические реформы и начало привлекать зарубежные инвестиции. Однако, несмотря на то, что по абсолютному объему ВВП Индия находится на четвертом месте в мире после США, КНР и Японии (при пересчете по методологии ООН по паритету покупательной способности), страна испытывает огромные социальные, экономические и экологические проблемы - треть населения находится за чертой бедности. Основная масса ее сельского населения неграмотна и продолжает жить в глубокой бедности.

Экономическому развитию Индии угрожает отставание в энергетической отрасли. Ощутимый дефицит углеводородов, недостаточно развита угольная энергетика, гидроресурсы крайне сложны для освоения. Разумным выходом из этой кризисной ситуации выглядит развитие ядерной энергетики. Однако Индия не входит в Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года, не является членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Индия взорвала свое первое ядерное устройство в 1974-м году, а последний испытательный взрыв состоялся в 1998-м. Правительство Индии не могло завершить переговоры с МАГАТЭ по поводу исключения Индии из-под ограничений на закупку урана и реакторов для АЭС за рубежом. Сейчас правила этих организаций запрещают Индии закупать за рубежом технологии для АЭС и урановое топливо, так как она не является членом Договора о нераспространении ядерного оружия.

Соглашение между США и Индией, подписанное в 2005 году, предоставляет Индии доступ к американским мирным атомным технологиям и, что особенно для нее важно, к ядерному топливу. При этом условия сделки не обязывают Индию подписывать Договор о нераспространении ядерного оружия. Индия не должна будет открывать все свои атомные объекты для инспекторов МАГАТЭ. Реакторы, на которых производятся расщепляющиеся материалы для военных нужд, останутся для них закрытыми.

Нынешнее правительство, сформированное ИНК, убеждено, что неформальный альянс с США позволит увеличить производство электроэнергии с помощью новых АЭС, а также заполучить инвестиции и технологии, которыми располагают ведущие американские корпорации.

Левый фронт считает, что альянс с США в принципе подрывает суверенитет Индии и независимость ее внешней политики. Ему удалось получить поддержку партии неприкасаемых Бахуджан самадж, большой части левых социалистов, включая бывшего премьера Деве Гоуду и ряда других организаций. БДП, тесно связанная с военно-промышленным комплексом Индии, не выступает против принципиального сотрудничества с США, но полагает, что секретные статьи соглашения Индия - США предусматривают отказ от военной ядерной программы Индии. Борьба между крупнейшими индийскими финансовыми группами и подрядчиками за ядерные контракты ведется самая суровая, побеждали в ней ранее структуры, близкие к БДП, а тут американцы потребовали от Дели допустить на свои АЭС инспекторов МАГАТЭ.

Кроме того, лидеры как БДП, так и Бахуджан самадж надеются возглавить следующее Правительство Индии. Их мелкие союзники также будут голосовать за недоверие Правительству ИНК.

Нельзя также забывать, что крупнейшие конкуренты ядерной энергетики в Индии - угледобывающие компании - находятся в цитадели индийских коммунистов Западной Бенгалии, которой в течение более 30 лет управляет демократически переизбираемое правительство Левого фронта (большинство шахт в настоящее время находятся в Бихаре, однако руководство компании и ее исторический центр - в Колькатте).

Дели и Вашингтон после изнурительных двухлетних переговоров парафировали текст ядерной сделки в июле 2007 года. Согласно его положениям, Индия берет на себя определенные обязательства в области безопасности ядерного материала, а США поддерживают заявку Индии на исключение ее из-под санкций МАГАТЭ и Группы ядерных поставщиков. По условиям соглашения с США Индия получит доступ к американским мирным атомным технологиям. Взамен индийское правительство должно будет обеспечить доступ международных инспекторов к объектам атомной промышленности. Данное соглашение не касается ядерных вооружений Индии, поэтому решение вопросов национальной безопасности Дели безусловно оставляет за собой. Совет управляющих МАГАТЭ должен был провести 1 августа совещание по обсуждению плана инспекции ядерных объектов Индии в рамках подписания соглашения по сотрудничеству в области атомной энергетики между Индией и США, на котором по просьбе индийского Правительства будет обсужден проект Соглашения с Правительством Индии о применении мер безопасности на гражданских ядерных объектах.

В конце июня 2008 года индийское Правительство и Левый фронт, блокирующий реализацию ядерной сделки Индия-США, отложили разрешение разногласий на более поздний срок. Однако ИНК совершил политический маневр, который позволит завершить процесс реализации сделки с США. Партия ИНК договорилась, что ее Правительство будет поддерживать в нижней палате Социалистическая партия Самаджвади - исторический противник ИНК и БСП в своей цитадели - штате Уттар-Прадеш, которая опирается на низшие касты (но не неприкасаемых) и отчасти мусульман.

В начале июня 2008 года премьер-министр страны Манмохан Сингх информировал президента Буша, что его Правительство готово провести через парламент согласованное еще в 2007-м году американо-индийское соглашение о сотрудничестве в области ядерной энергетики. Сингх провел на Хоккайдо переговоры по этому вопросу с президентом России Д. Медведевым и китайским лидером Ху Цзиньтао на саммите Большой восьмерки.

8 июля 2008 года Левый фронт Индии заявил о прекращении поддержки коалиционного Правительства из-за спорного соглашения о ядерном сотрудничестве с США. Это стало реакцией на заявление индийского премьер-министра Манмохана Сингха о том, что Правительство будет форсировать заключение сделки с США.

Россия заинтересована в том, чтобы Дели успешно урегулировал отношения с МАГАТЭ и Группой ядерных поставщиков. Дело в том, что Россия строит АЭС Куданкулам, между российскими и индийскими компаниями подписано соглашение о строительстве еще четырех энергоблоков этой АЭС.

Теперь, когда ИНК получила большинство, и Правительство устояло, российской атомной отрасли придется готовиться к жесткой конкуренции с американскими, японскими и западноевропейскими компаниями за право дележа огромного рынка. Следует ожидать, что соглашение Индии и США предусматривают преференции именно американским компаниям и технологиям.

Однако не нужно забывать, что это голосование, сама постановка вопроса о недоверии, объединение мелких партий при поддержке Левого фронта со стороны нанесло жесточайший удар по позициям ИНК на следующих выборах. Политика в Индии калейдоскопична и нельзя исключать победы новых сил на следующих выборах. До них не так долго и осталось?

Состав индийского Парламента

ИНК и ее союзники (Объединенный прогрессивный альянс): 218

Indian National Congress: 145

Rashtriya Janata Dal: 21

Dravida Munnetra Kazhagam: 16

Nationalist Congress Party: 9

Kerala Congress: 2

Pattali Makkal Katchi: 6

Telangana Rashtra Samithi: 5

Jharkhand Mukti Morcha: 5

Marumalarchi Dravida Munnetra Kazhagam: 4

Lok Jan Shakti Party: 3

Jammu and Kashmir People's Democratic Party: 1

Republican Party of India: 1

Muslim League: 1

Правая оппозиция - БДП и ее союзники (Национальный демократический альянс): 185

Bharatiya Janata Party: 138

Shiv Sena: 12

Biju Janata Dal: 11

Shiromani Akali Dal: 8

Janata Dal (United): 7

Nationalist Trinamool Congress: 2

Nagaland People's Front: 1

Mizo National Front: 1

Левый фронт: 60

Communist Party of India (Marxist): 43

Communist Party of India: 10

Revolutionary Socialist Party: 3

All India Forward Bloc: 3

Независимый депутат, избранный при поддержке ЛФ: 1

Прочие: 78

Samajwadi Party: 36

Bahujan Samaj Party: 18

Telugu Desam Party: 5

Janata Dal (Secular): 4

Rashtriya Lok Dal: 3

Asom Gana Parishad: 2

Jammu and Kashmir National Conference: 2

Indian Federal Democratic Party: 1

Loktantrik Jan Samta Party: 1

All India Majlis-e-Ittehadul Muslimeen: 1

Bharatiya Navshakti Party: 1

National Loktantrik Party: 1

Sikkim Democratic Front: 1

Samajwadi Janata Party (Rashtriya): 1

Независимые: 3

       
Print version Распечатать