Интермедия Саакашвили

Президент Грузии Михаил Саакашвили столь сильно желал получить поддержку от начинающей свою деятельность администрации Обамы, что даже, хотя и не был приглашен к участию в ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности, которая состоялась в феврале сего года, специально посетил ее, чтобы встретиться с ее наиболее важным участником, вице-президентом США Джо Байденом. Как сообщают свидетели их встречи, заместитель Обамы не только старался избежать рукопожатия Саакашвили, но даже избегал смотреть на него. Но из-за напора грузина Байдену пришлось организовать специальную встречу на следующий день.

Саакашвили прокомментировал эту вынужденную со стороны вице-президента США встречу, заявив журналистам: "Очевидно, в любом из соглашений между Соединенными Штатами и Россией судьба Грузии будет на первом месте". Все не так. Посещение Обамой Москвы в прошлом месяце явно показало, что состоявшаяся год назад (в августе) война между Грузией и Россией не привела к новому витку Холодной войны и не повлияла на тенденции улучшения отношений России и США, необходимость чего была провозглашена Обамой в период избирательной кампании. Грузия — это всего лишь интермедия.

Причина ясна. За год, прошедший после "Пятидневной войны", большинство правительств Европы, как и администрация Обамы согласились с тем, что Саакашвили несет наибольшую ответственность за произошедшие события. Как отметила Нино Бурджанадзе, когда-то ближайший сподвижник Саакашвили, в статье, появившейся в "The Guardian" на следующий день после знаменательной встречи президента Грузии и вице-президента США: "Саакашвили, чрезвычайно непопулярный у себя в стране, инициировал отчаянную и ужасающую военную авантюру в Южной Осетии, чем обеспечил русским предлог оккупировать базы, которые те потеряли три года назад".

Последняя по времени встреча Байдена с президентом Грузии, состоявшаяся в июле 2009 года в Тбилиси, подтвердила, что риторика эры Буша ушла в прошлое. Хотя Байден привычно "пошумел" о необходимости соблюдения территориального единства Грузии и покритиковал концепцию существования у России собственных сфер влияния, никакого формального соглашения между США и Грузией заключено не было. Цель визита состояла в том, чтобы продемонстрировать: о Грузии все еще помнят. За исключением возможности заключения секретного соглашения, о котором не было объявлено, Байден разочаровал Саакашвили тем, что не дал ясных обещаний по перевооружению разгромленной год назад армии Грузии. В грузинском парламенте он заявил, что США могли бы поучаствовать в модернизации вооруженных сил этой страны, но "фокусируясь лишь на нововведениях в сфере подготовки личного состава, планирования организации". Расшифровываю: это может означать большее участие США в контроле над грузинской армией и предотвращение любого повторения глупости, случившейся в прошлом августе.

Сотрудники аппарата Байдена также использовали этот визит, чтобы дезавуировать намеки Саакашвили, будто наблюдатели США вскоре присоединятся к силам Европейского союза, которые патрулируют грузинскую сторону границы с мятежной территорией Южной Осетии. Власти ЕС подтвердили, что подобные планы отсутствуют, и что подобный вопрос не будет обсуждаться до осени, если вообще когда-то будет обсуждаться. Это хорошие новости. В то время как российские официальные лица критикуют любое участие США как "крайне вредное", это не лучшая причина для ЕС его желать. Европейский союз должен быть способен действовать независимо от США, и миссия в Грузии — это именно то, где ЕС может продемонстрировать независимость. Это тем более важно, что именно европейцы, а не представители США, являлись посредниками при заключении соглашения о прекращении огня в августе 2008 года.

Призыв Байдена к демократическим реформам и его встреча с оппозиционными политиками в Тбилиси также демонстрирует, что поведение администрации США со времен Буша изменилось. В то время как Буш оказывал давление на НАТО с целью сделать Грузию членом военного альянса, закрывая при этом глаза на попрание Саакашвили гражданских свобод, новая администрация США желает положить конец репрессиям, закрывая глаза на стремление Грузии быть принятой в НАТО.

Патовая ситуация, сложившаяся между Саакашвили и его местными противниками, продолжается, а ситуация в Южной Осетии остается тупиковой. Деревни, расположенные в Южной Осетии, в которых жили грузины, подверглись этническим чисткам и разрушениям. Принуждение грузин к исходу из Ахалгори, последнего района, где проживало смешанное население, осуществляется без жалости. С точки зрения дипломатии, русские были крайне успешны, так как добились отзыва наблюдателей от ОБСЕ из Южной Осетии и наблюдателей от ООН с территории Абхазии, еще одного мятежного региона в границах Грузии.

В теории это может привести к росту рисков приграничных столкновений, но в настоящий момент это никого не беспокоит. Этот конфликт на постсоветском пространстве вернулся в стадию "замороженного". Россия получила все, чего желала (за исключением отставки Саакашвили), и не заинтересована в провоцировании новых столкновений. Саакашвили же слишком слаб, чтобы предпринимать активные действия.

Разве ничего не может быть сделано, чтобы улучшить ситуацию? Том де Ваал, уважаемый специалист по Кавказу, утверждает, что Запад должен начать взаимодействие с властями Абхазии, например, путем осуществления "нейтральных" мер по поддержке прямых торговых отношений между Абхазией и Турцией и позволить Грузии поучаствовать в них, но в тоже время не признавать независимость Абхазии. Это не поможет Грузии восстановить контроль над Абхазией, но ослабит связи Абхазии и России.

Шаги подобного рода были бы полезны, но они оставляют общую картину без изменений. Десятки тысяч лишились своих домов, а сотни — своих жизней в войне, за которую Саакашвили — несмотря на некоторое порицание со стороны Обамы и Байдена — все еще не заплатил истинную цену.

Перевод Константина Аршина

Источник: http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2009/aug/03/georgia-russia-saakashvili-us

       
Print version Распечатать