Интеллектуальное гетто

Varshavchik Sergey

В свое время, помню, шли смешные споры о том, что же такое ТВ - вид искусства или средство массовой информации и не более того? Были разные мнения, однако со временем жизнь властно расставила все точки над i. Ни то ни другое.

Точнее, и то, и другое, и третье, но основной принцип, согласно которому сегодня функционирует большинство российских телеканалов (особенно федеральных), заключается в том, что власть требует безусловной к себе лояльности, взамен разрешая зарабатывать на развлекательности.

В итоге как-то так сложилось, что телевидение работает, скорее, не для зрителя, а для рекламодателя, ибо именно он дает деньги за рекламные блоки, которые, как известно, есть чуть ли не основа всего телевизионного бытия. Так сказать, его надежда и опора. Его кормило. И чем более зрелищней предлагаемый продукт, тем больше от него отдача. Ибо он дает Его Величество Рейтинг, на который, в свою очередь, как борзые собаки на зайца, "делают стойку" рекламодатели.

Короче говоря, телевидение давно представляет собой большой промышленный комплекс, где делают деньги, деньги и еще раз деньги. В частности, выручка Первого канала в 2006 году составила 16,521 млрд рублей, в то время как у ВГТРК (за тот же период) она составила 17,925 млрд рублей.

Собственно говоря, этим путем давно идет весь мир, и ничего удивительного нет в том, что многие уважающие себя и свое личное время люди давно перестали смотреть телевизор, поскольку не желают лицезреть ту или иную высокорейтинговую "жвачку для глаз", как выражаются сами телевизионщики.

Я же, например, другое дело, поскольку смотрю телевизор, что называется, за деньги и посему могу сообщить, что и на российском ТВ есть приятные исключения. Имею в виду канал "Культура".

Надо отметить, что этот канал, учрежденный "высочайшей волей", а точнее, указом первого президента России Бориса Ельцина в 1997 году, разительно отличается от других федеральных каналов. Прежде всего, полным отсутствием рекламы.

Такой шаг со стороны государства, безусловно, был продиктован тем прискорбным обстоятельством, что в некогда "самой читающей стране" на телеэкранах странным образом никак не находилось место Пушкину, Лермонтову, Тютчеву и другим низкорейтинговым российским деятелям культуры ХIХ и ХХ веков. Не говоря уж о театральных постановках, художественных выставках, обзорам литературных новинок, историческим исследованиям и прочим неформатным телепродуктам.

Наверное, кому-то в окружении первого президента, а может быть (кто его знает?), самому стало стыдно от такого положения вещей, и тогда было принято решение в предельно сжатые сроки создать канал национального престижа, без коего ни одна уважающая себя и свои традиции страна обойтись не может.

Благо, и велосипед изобретать не пришлось, поскольку в Европе уже к тому времени имелся аналог "Культуры" - франко-германский канал Arte (Association Relative a la Television Europeenne), основанный 30 апреля 1991 года.

Надо отметить, что Arte, штаб-квартира которого находится во французском Страсбурге, обходится без рекламы, однако механизм его функционирования не прост: в Германии канал финансируется из ресурсов, формируемых сбором телевизионных пошлин, во Франции - из взносов предприятий и государственных средств. Любопытно, что часть финансирования разрешено осуществлять через спонсорство.

"Культура" же (наряду с каналами "Россия" и "Спорт") входит в состав государственного медиа-холдинга ВГТРК в качестве "общественной нагрузки".

Надо сказать, "Культура", стартовав позднее Arte, к сегодняшнему дню значительно его перегнала по числу аудитории, подбираясь почти к 100 млн зрителей, тогда как у франко-германского канала показатели гораздо скромнее.

Любопытно, что изначально, когда создавался культурный канал, многие, как, например, художественный руководитель Ленкома Марк Захаров, позднее признавались, что не думали, что "дитя" выживет, воспринимая его как некий сиюминутный пиаровский проект на злобу дня.

Проект, надо отдать ему должное, выжил, потому что оказался ни на кого не похожим, став чуть ли не первым в стране нишевым каналом. Таким своего рода интеллектуальным гетто для зрителей, уставших от бесконечных, как кошмары наркомана, "мыльных опер" и бессмысленных ток-шоу для людей не с самым высоким IQ. Оказалось, что с появлением "Культуры" совсем немаленький слой наших сограждан обрел свой канал, который живет по несколько другим принципам, нежели другие.

Прежде всего, конечно, это совсем другой темпоритм существования, как говорят в театре. В то время как все заняты рейтингами и зрелищностью, а стало быть, живут по спортивному принципу "быстрее, выше, сильнее", на "Культуре" существуют как-то очень уютно и неспешно. Здесь как будто течет другое время, позволяющее с чувством, с толком, с расстановкой показывать полностью театральные спектакли (вещь совершенно невозможная на других каналах), размышлять в исторических хрониках "Кто мы?" о нашем прошлом, а следовательно, и будущем, переноситься, благодаря документальным фильмам, в Древную Грецию или Древний Рим и так далее.

Нет, конечно, и на других каналах остались островки занимательного, познавательного телевидения, как, например, Виталий Вульф с его замечательным "Моим серебряным шаром" на "России" или Александр Гордон с "Закрытым показом" на Первом канале, но смотрятся они там все-таки как нечто инородное. Ибо вышеуказанные каналы не для того заточены. Вообще, чтобы ярче понять разницу между "Культурой" и другими, нужно представить себе ресторан, где посетителю за хорошо сервированным столом подают тщательно прожаренный бифштекс, который он ест с ножом и вилкой, запивая хорошим чилийским вином. И затем мысленно перенестись в какое-нибудь "заведение быстрого обслуживания", типа Макдоналдса, где нет вилок и ножей, а есть что-нибудь вроде бигмака, который полагается запивать кока-колой.

"Культура" предлагает полезную "пищу для ума". И характерным показателем сего может служить то обстоятельство, что этот канал не стыдно показывать детям и иностранцам (которые, как говорил Жванецкий, у нас как дети). Ничего удивительного. В отсутствие рекламодателя легче работается для телезрителя.

       
Print version Распечатать