Инновационно-ориентированное кейнсианство

От редакции. В России и мире идут дискуссии о послекризисной модели роста. И в частности, о том, как возможны инвестиции в развитие в условиях бюджетной недостаточности и политики сокращения государственных расходов. Прокомментировать эту проблему мы попросили известного экономиста и предпринимателя, главу европейского Клуба долгосрочных инвесторов, президента банка развития Cassa Depositi e Prestiti Франко Бассанини.

Подробнее о своем видении стратегии долгосрочных инвестиций в масштабные, социально значимые инновационные и инфраструктурные проекты, а также о шансах российско-европейского сотрудничества в сфере высоких технологий, г-н Бассанини расскажет в Москве, 14 марта в рамках Лекционного клуба «Стратегии-2020». Дискуссия с участием известных российских предпринимателей и экономистов состоится в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты.

* * *

РЖ: Уважаемый господин Бассанини, насколько, с Вашей точки зрения, возможна политика поощрения инноваций в сырьевой стране при максимальном сокращении государственных расходов? Как Вы понимаете, речь идет о России. В правительстве РФ важное положение занимают люди, делающие ставку на бездефицитный бюджет и рассчитывающие в плане реализации модернизационных задач на западные инвестиции. Насколько оправданны их ожидания?

Ф.Б.: В рыночной экономике не хватает богатства для инвестирования в научно-исследовательскую работу. Это потому, что существует фундаментальная разница между социальной нормой прибыли и частной нормой прибыли от исследовательской работы. Это указывает на необходимость государственного вмешательства в инновационный процесс.

Сначала идет государственное финансирование — например, около 60% венчурного капитала в США поступает напрямую из федеральных фондов. Затем идут субсидии и налоговые премии на частные научно-исследовательские разработки. Они, однако, обычно очень дорого стоят. Наконец, основная роль в формировании нового знания лежит на университетах и государственных лабораториях.

Идея состоит в том, что нам следует отдать предпочтение такому обществу, которое на государственном уровне создает знание, свободно доступное всем, но при условии, что его нельзя присвоить. Главная проблема в том, чтобы создать что-то вроде инновационно-ориентированного кейнсианства, которое концентрировало бы масштабные инвестиционные ресурсы, как это было в случае военных и космических программ в прошлом (Стратегическая оборонная инициатива, стартовавшая в США в 1983 году). Основной фокус инвестиций должен быть направлен на масштабную экологическую программу, что одновременно отвечало бы как требованиям «новой экономики», так и задачам развития инновационных технологий. Этого можно достичь без больших вложений из государственного бюджета.

У Евросоюза, например, имеются большие ресурсы для мобилизации капитала на глобальных рынках посредством номинированных в евро облигаций (таких, как еврооблигаций или проектных облигаций) или же посредством сочетания этих и других общих для Евросоюза инструментов таких, как «совместные европейские предприятия» (Галилео или Евроатом). Финансирование может также обеспечиваться посредством введения целевых налогов. Налог в два цента на литр бензина, например, даст прибыль от 8 до 11 миллиардов евро в год.

Понятно, что эти проекты будут успешными только при условии, что значительная часть необходимого финансирования будет обеспечена за счет специальных средств или налогов, за счет государственного долга Евросоюза или путем сочетания этих инновационных инструментов.

РЖ: Возможна ли политика долгосрочных инвестиций в ситуации финансовой и политической неопределенности? Не кажется ли Вам, что посткризисная эпоха не самый благоприятный фон для вложений в инфраструктуру и инновации? Тем более что, если судить по развертывающимся в мире событиям, период финансовой турбулентности может смениться геополитической дестабилизацией в одном из центральных для глобальной экономики регионов мира.

Ф.Б.: Политическая стабильность, безусловно, является одним из условий для привлечения частного капитала в такие долгосрочные инициативы как частные финансовые инициативы и государственные предприятия с участием частного капитала. Но как показали многие доклады Организации экономического сотрудничества и развития, частные и зарубежные инвестиции в частные финансовые инициативы и государственные предприятия с участием частного капитала требуют также добротной и стабильной основы регулирования, с устойчивыми регуляторными и бюрократическими затратами, эффективными гражданскими службами и надежной судебной системой.

Во многих странах (в том числе и в Италии) качественное регулирование является первым требованием к привлечению частного и частно-государственного зарубежного стратегического финансирования. Самостоятельные органы власти необходимы как для установления соответствующих правил и норм, независящих от переменчивых настроений и устремлений политиков, а также для гарантии неукоснительного соблюдения этих правил.

Кризис уже предоставил и может еще предоставить хорошие возможности для политических, регуляторных и структурных реформ, необходимых для привлечения иностранного и частного капитала для долгосрочных национальных инвестиций. Во время кризиса, например, были запущены новые европейские финансовые инструменты.

Следует упомянуть Фонд 2020 года для энергетики, изменения климата и инфраструктуры (‘Marguerite’), основанный в 2009 году, а также Inframed Fund. Marguerite — общеевропейский фонд акций для инвестирования в энергетику, изменение климата и инфраструктуру, основными учредителями которого являются EIB, KfW, CDC, CDP, ICO, PKO и Комиссия Евросоюза. Предположительно, в течение следующих лет этот фонд сможет мобилизовать инвестиции в объеме 30-50 миллиардов евро.

Marguerite будет инвестировать в «зеленые» проекты в энергетическом секторе и в инфраструктуру, как, например: TEN-T, TEN-E и в частности во внутренние соединения, хранилища природного газа и сжиженный природный газ, возобновляемые источники энергии, распределение и гибридные системы транспортировки и т.д. Эти секторы/проекты будут иметь твердые и удовлетворительные экономические нормы прибыли.

Этот фонд станет средством инвестирования для долгосрочных ведомственных инвесторов, как в государственном, так и в частном секторе. Эта же сеть или напрямую Евросоюз могут создать и другие общие финансовые инструменты для поддержки финансовых инициатив с высокими инновационными компонентами, такими как проектные облигации, еврооблигации и разные типы систем гарантий.

Если они окажутся успешными, эти финансовые инструменты могут предоставить привлекательные возможности долгосрочного финансирования для таких глобальных инвестиционных организаций, как пенсионные фонды, страховые компании, фонды управления государственным имуществом, а также для широкой публики.

Эти долгосрочные инвесторы, безусловно, являются самыми крупными сборщиками сбережений на мировом рынке, их капитал оценивается в 60 триллионов долларов. Они являются потенциально крупными игроками в сфере долгосрочных инвестиций. Если хотя бы несколько процентов их активов будет задействовано в такого рода инициативах, это даст огромное количество денег для финансирования способствующих росту инвестиций.

РЖ: Требует ли политика привлечения долгосрочных инвестиций снижения социальных расходов? Должно ли полноценное инновационное развитие оплачиваться ценой снижения социальных стандартов?

Ф.Б.: Увеличение государственного долга и дефицита указывает на то, что в большинстве развитых стран расходы государства не могут при нынешних макроэкономических условиях обеспечить требуемый уровень инвестиций. Ясно, например, что европейские страны не смогут финансировать такие инвестиции преимущественно из своих бюджетных средств, как это могут позволить себе страны с высоким экономическим ростом и низкой задолженностью государства (Китай, Корея, Россия, Австралия), которые так и поступают. Следовательно, Европе следует внедрять меры по привлечению капитала из частного сектора, а также из дополнительных европейских государственных и частных секторов для финансирования европейских стратегических инвестиций.

Исторически сложилось так, что уровень семейных сбережений в Европе высок. Семейные сбережения европейцев могут стать очень важным активом мирового развития. В дальнейшем мировые финансовые рынки могут выявить необыкновенно высокий рост объемов сбережений в странах с развивающейся экономикой. Наблюдается заметное обострение соперничества за фонды между государствами с развитой экономикой, стремящимися финансировать растущую государственную задолженность. В рамках этого соперничества, прочные, социально-ориентированные экономики, которые могут похвастаться достижениями в технологии и защите окружающей среды, будут иметь преимущества и внушать мировым инвесторам доверие, привлекая таким образом инвестиции.

Тогда направленные на долгосрочные инвестиции средства не будут сокращать затраты на социальную сферу. Если инвестиции и инновация будут финансироваться преимущественно частным капиталом, то деньги не будут уходить из системы социального обеспечения, сами инвестиции будут способствовать росту, а высокий рост, как вы знаете, означает высокий доход государства от налогообложения, что как раз и требуется для систем социального обеспечения в условиях старения населения.

Беседовали Никита Куркин и Юлия Нетесова

       
Print version Распечатать