Грузия: хроника необъявленной кампании

21 марта 2008 года официальный Тбилиси объявил о дате предстоящих парламентских выборов. Они пройдут через два месяца 21 мая накануне национального праздника Грузии Дня независимости (он отмечается 26 мая). Таким образом, очередной День национальной независимости Грузия может встретить с новым составом парламента. А может и с новым серьезным внутриполитическим кризисом.

Начнем с того, что нынешняя парламентская кампания в Грузии стартовала фактически с первых минут после завершения президентских выборов. Во-первых, сами выборы президента проходили параллельно с двумя плебисцитами (по НАТО и по дате выборов в парламент). В январе 2008 года почти 70% избирателей решили, что выборы депутатов должны состояться весной. Но еще до этого главным камнем преткновения в отношениях между властью и оппозицией был именно вопрос о датах выборов. Противники Саакашвили выступали против того, чтобы выборы главы государства и народных избранников прошли одновременно. Пойдя на радикальные меры в отношении оппозиционеров (введение ЧП, стеснение свободы СМИ), Саакашвили объективно признал целый ряд требований своих оппонентов. Самое главное требование - это разведение по времени двух общенациональных избирательных кампаний. Но, как только ЦИК Грузии огласил первые итоги выборов президента (а затем подвел официальную черту под результатами голосования), оппозиция выразила свое несогласие. Левана Гачечиладзе, лидера "объединенной оппозиции", его соратники даже успели провозгласить победителем президентских выборов. Далее в Грузии была реализована хорошо знакомая тактика - массовые акции, требования признать выборы недействительными. Все это стало необъявленным стартом парламентской избирательной кампании.

Таким образом, в 2008 году можно говорить о двух этапах одной политической кампании в Грузии. В отличие от соседней Армении президентские выборы в Грузии еще нельзя считать до конца завершенными. В Армении президентская кампания завершилась не 19 февраля, а 21 марта, когда была оформлена новая правительственная коалиция и отменен введенный на двадцать дней режим ЧП. И в Грузии, и в Армении главная проблема любой кампании по выборам - это не сама процедура голосования, а интерпретация итогов выборов. В Армении оппозиция бросила открытый вызов власти и потерпела поражение. Теперь взаимоотношения власти и ее оппонентов будут определяться уже послевыборным контекстом. Насколько успех власти будет прочным, покажет время. Возможно, официальный Ереван еще не раз будет иметь дело с разбуженной улицей. Но, похоже, это будет уже иной "виток спирали", с выборами напрямую не связанный. В Грузии же акции оппозиции не прекращались все время после инаугурации Саакашвили. 9 марта 2008 года представители "объединенной оппозиции" объявили голодовку протеста (в которой требования относительно нелигитимности выборов снова были озвучены). Единожды применив силу 7 ноября 2007 года, президент Грузии не может повторяться. Он вынужден использовать другие механизмы взаимодействия с оппонентами, дабы не попасть в "черный список" ЕС и США. Но дело не только во внешних факторах. Выборы президента 2008 года (в отличие от кампании четырехлетней давности) не стали триумфом Саакашвили. Оппозиция в Грузии почувствовала себя реальной силой, поймала "драйв".

5 января 2008 года в Грузии появилась оппозиция. Данный тезис вовсе не является красивой метафорой и эмоциональным преувеличением. Оппоненты автора статьи могут привести аргументы следующего рода. И до января 2008 года в Грузии были недовольные правлением Саакашвили. Чего стоят громкие и сенсационные разоблачения Ираклия Окруашвили, массовые акции октября 2007 года в Тбилиси и Кутаиси, публикации в СМИ, вещание ТВ-каналов "Имеди" и "Кавкасия". Само проведение досрочных выборов было детерминировано массовыми акциями в грузинской столице и их силовых разгоном 7 ноября 2007 года. Все это верно. Однако оппозиционная сила (точнее, потенциал противников режима) не получала никакого измерения. В данном случае речь идет о таких замерах, которые получали бы политическую легитимацию. Да, социологические опросы (особенно не грузинские, а европейские) фиксировали снижение рейтинга и Саакашвили и правящей партии "Единое национальное движение". Массовые же акции оппозиционеров, недовольных грузинской властью, были видны всем заинтересованным телезрителям и без социологов. Нельзя сбрасывать и такой тактический ход грузинского президента, как перехват лозунгов оппозиции (разведение по времени президентских и парламентских выборов, антикоррупционная риторика), что также отражает политическую силу противников "Мишико". Но голосование 5 января 2008 года материализовало весь оппозиционный потенциал, превратило его в легитимную силу, что принципиально отличает этот день от предшествующих событий. Выборы президента стали в определенной степени "инвентаризацией" того влияния, которое имела в Грузии оппозиция Саакашвили. Осознавая свое влияние в обществе, оппозиция повела жесткий диалог с властью. И власть определенные уступки сделала, тем самым показав своим оппонентам свою если не слабость, то уязвимость. Проблема нелегитимности вновь избранного президента в расколотом обществе объективно работает против международного имиджа Михаила Саакашвили.

29 января 2008 года (фактически сразу после выборов главы государства) оппозиция представила свой меморандум, касавшийся широкого спектра вопросов (от освобождения политических заключенных до поправок в избирательное законодательство и достижение паритета в формировании избирательных комиссий). В феврале 2008 года была достигнута договоренность по поводу освобождения нескольких человек, задержанных на митинге оппозиции 7 ноября 2007 года. 29 февраля по результатам четырехчасовой встречи власть и оппозиционеры достигли соглашения по целому ряду требований оппонентов Саакашвили. Однако все эти соглашения не отвратили голодовку 9 марта (к 13 марта численность участников увеличилась с пяти до семидесяти). В акции участвуют представители парламентской фракции партии "Новые правые" и "объединенные оппозиционеры", не представленные в высшем законодательном органе страны. Голодающие требовали отставки не только главы государства, но и спикера парламента, а также выхода Грузии из СНГ и полного выполнения меморандума от 29 января 2008 года. По мнению лидеров "объединенной оппозиции", власти не готовы выполнять все требования, изложенные в меморандуме. 20 марта 2008 года главный оппонент Саакашвили на президентских выборах Леван Гачечиладзе заявил: "Голодовка продлится до парламентских выборов, мы будем сменять друг друга. Власти Грузии не обращают внимания на акцию голодовки. Зато население Грузии настроено радикально и требует принятия мер. В этом случае голодовка - самая радикальная из гуманных мер протеста. Надеюсь, что парламентские выборы не пройдут так же безобразно, как президентские".

12 марта 2008 года парламент Грузии принял поправки к Основному закону и избирательному законодательству страны. Однако уступки власти не удовлетворили оппозицию. Вот как описывает диалог власти и оппозиции известный грузинский политик Давид Бердзенишвили: "Дело в том, что власти отказались от фактически достигнутых соглашений, отказались от диалога, когда внесли устраивающие их поправки в избирательное законодательство и Конституцию. Если оппозиция предлагала избирать 100 депутатов в парламент по общим спискам, а 50 по региональным, то власти приняли абсолютно другую систему: 75 по спискам и 75 по одномандатным округам. Но это плохая система, так как, к примеру, Абхазия и Южная Осетия фактически выпадают из избирательного пространства". И хотя Республиканская партия, которую представляет Бердзенишвили, не участвует в голодовке и намерена идти в парламент своим списком, не вступая в ряды "объединенной оппозиции", ее представители жестко критикуют грузинского президента.

Для оппозиционеров проблема восстановления территориальной целостности не менее важна, чем для власти. Они в этом плане гораздо более последовательны и радикальны, чем Саакашвили. Вот что говорит о грузинском президенте Леван Гачечиладзе: "Россия подыгрывает Саакашвили, это уже понял весь мир. Они действуют в унисон. До президентских выборов, 5 января, был создан напряженный фон и в Абхазии, и в Южной Осетии". Сегодня оппозиция ругает "Мишико" за недостаточно жесткие действия по восстановлению единства страны, а также за фактическое выведение Абхазии и Южной Осетии из избирательного поля Грузии (как будто раньше они там были). "Властям же важно в преддверии саммита в Бухаресте добиться внутреннего политического согласия. Для многих европейских стран важно, чтобы в Грузии был достигнут компромисс между властью и оппозицией. Посмотрим, что получится. С одной стороны, режиму нужно продемонстрировать единство. С другой, власти ставят цель выиграть на парламентских выборах. Но по нормальным законам выиграть они не смогут. Если, соответственно, менять законы в своих интересах, это вызовет противодействие оппозиции", - считает Давид Бердзенишвили.

Таким образом, вопрос о легитимности президента остается в Грузии открытым. И его "закрытие" произойдет только после того, как состоятся выборы национального парламента. По словам директора Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия, "последовательное непризнание президентских выборов привело бы к гражданской войне. Оппозиция же на это не идет. Она не ставит перед властью никаких сроков. Задача - мобилизовать протестный электорат к парламентским выборам". В данной ситуации немаловажно понять, что объединяет президента Саакашвили и его оппонентов, а что разделяет. В первую очередь следует отметить, что в подходах к внешней политике Саакашвили и его оппоненты едины. И президент Грузии, и его оппоненты ориентированы на евроатлантическую интеграцию. Что же касается Республиканской партии (оппозиции вне "объединенной оппозиции"), то все ее поведение в парламенте Грузии было гораздо более последовательным, чем у "партии власти" Грузии "Единого национального движения". Речь идет о голосовании по таким вопросам, как членство в СНГ, отношение к российским миротворческим операциям. Общий тренд на "американизацию" и "европеизацию" продолжится и после январской победы Саакашвили, и в случае майского успеха оппозиции на парламентских выборах. Сегодня и власти, и оппозиция апеллируют к Западу как к "внешнему источнику легитимности".

"Линия разлома" между оппозицией и властью проходит не по внешней, а по внутренней политике. Впрочем, и здесь нужны определенные разъяснения. Сегодня оппозиционеры критикуют авторитарно-популистский стиль Саакашвили. Однако в своих конкретных высказываниях и действиях оппозиционеры нередко далеки от демократизма. Взять хотя бы объявление бойкота со стороны оппозиционеров ТВ-кампаниям "Мзе" и "Рустави-2" 24 марта 2008 года. Действительно, по большей части требования критиков Саакашвили справедливы, когда речь идет о механизмах принятия решений грузинской властью. Однако сами оппозиционеры не слишком терпимы к иному мнению и противоположной политической позиции. Как бы то ни было, и власть, и оппозиция по мере приближения к маю 2008 года будут демонстрировать единство и борьбу противоположностей. Скорее всего, в мае на парламентских выборах оппозиционеры закрепят свой успех (благо, оснований для оппонирования Саакашвили будет достаточно, а "партия власти" без президента Грузии не имеет сопоставимой с ним популярности). Конечно, можно (и на первый взгляд логично) предположить конфликт ветвей власти, хорошо знакомый нам и по российскому, и по украинскому опыту. В связи с этим нельзя исключать сценарии "вечных перевыборов" с роспусками парламента, назначением новых избирательных процедур. Однако нельзя не учитывать и такую возможность, что по итогам такой победы в Грузии будет сформировано коалиционное правительство. В этой ситуации оппозиция неизбежно войдет во власть и станет сама властью. Для Саакашвили это было бы не только политически эффектно, но и эффективно. Кстати, даже и без этого парламентский успех сделает оппозицию частью грузинской властной системы (законодательство - это тоже важная часть государственной работы). Следовательно, некое сближение позиций будет происходить (та же внешняя политика, отношение к неурегулированным конфликтам создаст для этого необходимую базу). По мнению Гия Нодия, оппозиция в случае майского триумфа "может заявить о том, что это коалиционное правительство, формирование которого не является подачкой со стороны Саакашвили, а признанием успеха оппозиции на парламентских выборах". Впрочем, учитывая политические традиции постсоветской Грузии, можно предполагать и продолжение противостояния. Логика борьбы имеет свои правила и свою динамику.

       
Print version Распечатать