Гопники и революции

Как-то раз меня били шесть человек. Это было очень больно. Особенно, когда ногами по лицу и по почкам. Лиц их я не рассмотрел, но в глаза бросилось то, что все они были одинаково одеты. Кожаные куртки, спортивные штаны и кроссовки, вязаные шапочки, надвинутые на затылки.

Таких товарищей можно встретить на улице любого российского города. В большинстве своем им лет 15-17. Многие презрительно называют их гопники. По некоторым версиям название этой категории граждан произошло от жаргонного "гоп-стоп". Это так называемые дети девяностых. Люди, которые выросли в условиях "становления демократии" в России. Дети, которые не видели ничего, кроме культивирующих насилие как метод решению любых проблем американских боевиков. Дети из неполных и неблагополучных семей. Дети, которые были никому не нужны.

А теперь отвлечемся немного от этих подростков и обратимся к психологии. По большому счету в социальной среде существует два типа людей: интроверты и экстраверты. Интроверты - это те, для кого на первое место выходит их мыслительная деятельность, это люди способные к рефлексии, осознанию себя в мире, через умственные построения. Проще говоря, те, кто сначала думает, а потом не факт, что что-то сделает. Экстраверты же - это люди действия. Или с точностью до наоборот, сначала сделают, а потом не факт, что подумают. Естественно, что в чистом виде в социуме эти два типа встретить невозможно. Дело здесь в пропорциях.

Случаи нападений, вроде того, что произошло со мной, далеко не единичны. При том до гротескного одинаковы. Несколько человек, как будто "скроенных" по одному и тому же лекалу, в темной подворотне "опускают" человека на деньги и прочие ценности. Невольно создается ощущение, что в стране действует одна банда, которая обладает даром мгновенного перемещения из одного города в другой.

Случилось так, что несколько раз мне посчастливилось пообщаться с такими людьми в "мирных условиях". Это возможно тогда, когда гопник один. Происходило это в самых разных городах России. Однако если вы попробуете провести подобный эксперимент, то после нескольких разговоров у вас создастся ощущение, что вы общаетесь с одним и тем же человеком. Одинаковая мимика, одинаковая жестикуляция. Даже степень агрессии в "мирном" разговоре одинакова. Речь этих людей больше напоминает армейские команды. Короткие, рубленые фразы. Этакие деревянные солдаты Урфина Джуса.

Естественно, что какая бы то ни было сложная мыслительная деятельность в их головах не предусмотрена. Теперь стоит вспомнить рассуждения об экстравертах и интровертах, и отметить, что гопники - это люди действия. Действие при этом направлено на разрушение. При этом разрушение организованное, действуют они в стаях. Зачем они нападают на людей и отнимают деньги, вместо того чтобы работать? Мы с вами ответить можем. Милиция не ловит, деньги на выпивку нужны и прочее. Они - не знают. Ни у кого, из мною опрошенных, я ответа так и не добился. Вот мы и получаем группу агрессивных экстравертов. Даже не группу, а целое поколение. Да, скажут многие, это, конечно грустно, но что поделаешь, время было такое. Не воспитали, упустили целое поколение.

Только давайте посмотрим как это выглядит в масштабах страны. В России сейчас есть целое поколение физически сильных, агрессивных людей. Эти люди привыкли действовать организованно, в команде. Они не задают вопросов, более того, их общение сводится к командным фразам. Это люди, которые периодически избивают, а то и убивают людей и какой-то моральной проблемы они в этом не видят. Явного лидера у гопников нет. Но они настолько идентичны, что тот, кто научится управлять бригадой таких "орлов" в Петербурге, научится управлять ими и на Чукотке. Такой лидер должен в первую очередь давать простые и понятные команды, кому морду набить, кого под поезд сбросить.

Буквально пару недель назад заговорил я на эту тему с одним пареньком, который вырос в этой среде, но сам оказался несколько умнее своей компании. Он долго слушал, а потом сказал: "знаешь, пока у них нет общей цели, можно жить спокойно... и молиться, чтобы этой цели у них не появилось, чтобы не появилось некоего общего лидера. Пока от погромов их сдерживает только отсутствие мотивов к этим погромам. Но если их кто-то убедит...". Здесь естественно можно возразить, - чтобы любая категория людей стала организованной силой в ней должна быть иерархия, или если мы говорим о целом поколении - стратификация. Ее действительно нет. Пока.

Тут нам стоит вспомнить другое фундаментальное разделение людей: на ведущих и ведомых. Первый отличается от второго более сильной мотивацией. Как мы выяснили, у гопников идеи нет. Иными словами - человек, который возглавит наших "деревянных" солдат должен быть несколько старше. Он должен быть несколько умнее, нести простым языком некую идею, естественно содержащую в себе агрессивный посыл. С другой стороны он не должен слишком отличаться от тех, кого он поведет. Этакий "идеологически подкованный гопник". Где таких взять? Их полно. В таких организациях, как Евразийский союз молодежи, в молодежных отделениях РНЕ и НБП. Идеология данных организаций сходится в одном, в агрессивном захвате власти. В поиске внешнего врага, которого необходимо уничтожить, чтобы пришло всеобщее счастье. Здесь, кстати, нелишне вспомнить и псевдо-православных богодержавников всех мастей и пошибов. Все эти организации имеют сложившуюся иерархию. Единственный их минус в том, что они не слишком многочисленны. Им нужны рядовые бойцы. Бойцов же сейчас весьма и весьма много. Просто им нужно еще немного подрасти, заматереть, окончательно утратить способность к здравому мышлению. Тогда мы получим уже серьезную армию, которой останется только показать врага, ткнуть в него пальцем и крикнуть "фас!". И гопники организованно пойдут. За "пиво, девки, мордобой и всеобщее счастье!". И не важно, в чем это счастье будет заключаться. Да, последний штрих, им нужно будет выдать оружие.

На первый взгляд все это похоже на некий фантастический рассказ. Казалось бы, как может толпа маргиналов устроить революцию? А как она смогла устроить ее в 1917 году? Как смог Ленин своими фантастическими идеями заразить толпу люмпен-пролетариев? Да так и смог. Через партийную систему и систему профсоюзов. И уж поверьте, рядовой, неграмотный рабочий не особо интересовался мировой революцией и торжеством коммунизма. Он просто был от рождения зол на собственное униженное положение, не всегда умен, от природы силен и готов к действию. Ну а дальше как в том мультике: "эй, птичка, полетели со мной туда, там много вкусного!".

Возвращаясь ко дню сегодняшнему, можно сказать, что некоторые меры профилактики начинают вводиться. От Кремля идут инициативы по созданию политически и общественно активных объединений, мы вступили и в информационную войну. Кажется, до нужных людей дошло, что лучше, когда дети в младших классах играют не в "Терминатора", а в "Князя Владимира". Но этого мало. Что здесь можно предложить? Гопников мотивировать на "доброе, светлое, вечное", по-моему, уже невозможно. Осталось не потерять то, что у нас еще есть. Тех, кто может противопоставить себя детям начала девяностых. И мы в очередной раз приходим к воспитательному компоненту в школах и вузах. Пока этот воспитательный компонент чувствуется слабо, будем надеяться, что национальный проект "Школа" себя оправдает. И все же, если мы говорим о том, чтобы дать нормальную, естественную для русского человека мотивацию в школе, то вопрос прихода Церкви в школу становится жизненно необходимым. Да, скажут многие, у нас поликонфессиональная страна. Это действительно так, однако и этот вопрос вполне решаем. В России есть не только православные священники. Есть у нас, например и такая организация, как Союз Мусульман Росси. Религия, если это не тоталитарно деструктивный культ не несет в себе ненависти к инакомыслящим. Ненависти к людям. Поэтому видеть в религиозном воспитании детей причину религиозных конфликтов более чем глупо.

Гопники не религиозны. Мысль о Боге для них сложна. Однако я все чаще слышу о своих знакомых (кстати, среди них есть представители самых разных конфессий), которых пинали в темной подворотне. И мне, право слово, становится интересно, если бы "деревянным солдатам" в свое время вбили бы в голову одну простую мысль "ненавидь грех, но возлюби грешника", жили бы мы сейчас в предреволюционной обстановке?

Завершая свои размышления, хочу вспомнить о предреволюционных настроениях начала двадцатого века. Тогда интеллигенция в большинстве своем поверила тезису Владимира Соловьева. Философ утверждал, что Россию в скором времени ждет Царство Небесное на Земле. Только очень малое количество тогдашней "соли земли" поверило чудаковатому с виду батюшке Иоанну Крондштадтскому, который сказал "Россию ждет страшное время".

       
Print version Распечатать