Год без революций

Свершившиеся за последние годы "цветные" революции знаменуют завершение постсоветского периода в истории северной Евразии. Несхожие по своему характеру режимы оказались жертвами явных и в целом внепарламентских действий народных масс. В других странах сходные социальные процессы идут без явных внепарламентских акций, да и результаты "цветных" революций реализуются на социальном и экономическом уровнях уже без прямых политических действий. Произошел распад политического и социального режима, основанного на непосредственном противостоянии советской власти и первичном самоопределении в рамках демократического уклада.

В России подобная революция в политической сфере свершилась в ходе октябрьских событий 1993 года, когда произошел решительный поворот в жизни страны от антисоветизма к задаче построения нового политического строя. Социальные и экономические преобразования происходили в течение последующих полутора десятилетий.

В других странах постсоветского пространства очередность действий в ходе фундаментальных преобразований общественной жизни была иная, но, как правило, политические реформы отставали от социальных и экономических. В целом освоение опыта национальной независимости протекало в рамках устоявшегося политического строя и не успевало за преобразованиями социальными. Это затрудняло модернизацию общественного устройства и уменьшало темпы перемен, которые стали неизбежными еще в советский период, но не могли быть доведены до конца без глубинной реформы политической жизни государств.

Именно переходный характер политического режима постсоветских государств подвел к необходимости их ревизии как через прямые действия законодателей, без внепарламентских действий, так и через достаточно громкие политические действия митингового характера. Последние привели к власти новых лидеров с отчетливо популистскими в целом, но и выраженно демократическими лозунгами в частности.

Демократия признается основной политической ценностью практически на всем постсоветском пространстве, и это характеризует все политические режимы на стадии завершения постсоветского периода с его причудливыми переплетениями старого и нового, традиционного и инновационного. В то же время "цветные" политические системы страдают обычной болезнью тех режимов, которые пришли к власти на гребне политических действий народных масс: они связаны политическими обещаниями и при столкновении с жизнью часто теряют популярность и держатся у власти за счет все убывающей митинговой легитимности. Именно этот процесс привел Бориса Ельцина к его решению оставить власть и завершился избранием нынешнего президента России, уже не связанного революционной легитимностью, опирающегося в первую очередь на законную смену власти и стремящегося основать новую традицию власти на основе общенародных интересов.

Такой ход событий является образцом для всех постсоветских государств. Не случайно "цветные" революции проходят в тесной увязке с парламентскими или президентскими выборами или завершаются ими. В России в то же время происходит постепенная ревизия наследия революционных лет: способов организации политической власти, делегирования ей властных полномочий (реформа верхней палаты и отказ от выборности губернаторов) и создания неконституционных органов (общественная палата). По существу это означает конституционный переворот без явно выраженной митинговой составляющей и выражает собой определенный элемент контрреволюционности в действиях высшего эшелона власти и примыкающих к нему крупных собственников.

Доверие народа к власти все отчетливее уступает доверию олигархов, хотя сама природа власти требует эффективного управления общенародными интересами. Последние, бесспорно, выходят за рамки митинговой политики и требуют от лидера не столько качеств оратора и народного вожака, сколько государственного мужа. В то же время государственность должна опираться на явное или неявное согласие масс, и митинговая стихия явно выражает согласие или несогласие народа на те или иные политические действия.

Митинг - выражение не только сиюминутной потребности, но и отражение глубинных интересов народа. От этой составляющей власти не может отмахнуться ни один здравомыслящий политик, и провозглашаемая демократия неизбежно включает так или иначе осознанный общенародный интерес. Вопрос обычно заключается в распределении внимания и ресурсов, в очередности учета тех или иных интересов. Сами они должны быть поняты не тривиально - не только в краткосрочных и сиюминутных заботах, но и в долгосрочных, исторических перспективах.

Общество требует от власти не только ответов на текущие потребности, но и ответов на исторические вызовы. В предшествующий период такими вызовами являлись преобразования социальных структур в соответствии с переходным периодом, и в целом они не выходили за рамки непосредственной независимости, первичного самоопределения. Потребности развитой независимости вызывают к жизни новые или обновленные социальные и (на их основе) политические силы, направленные уже не столько на непосредственную потребность, сколько на долгосрочные интересы.

Именно переход от сиюминутных политических требований и митинговой демократии, что может быть осуществлено довольно быстро, к глубинным общественным преобразованиям (поскольку они не могут осуществляться без политического обеспечения) и заключается характерная черта периода завершения постсоветского развития. И это неизбежность не только для стран, переживших или переживающих "цветные" революции, но и для тех государств, где развитие идет без заметных политических коллизий, а социальная революция, охватывающая в разной степени и очередности все стороны общественной жизни, осуществляется без открытых массовых действий. Именно этим и характеризуется последний период, когда преобразования идут вглубь. Крупные социальные перемещения характеризуются сменой природы власти как силы, регулирующей процессы социальной жизни и определяющей характер общественных отношений вне зависимости от статуса той или иной личности.

Политические революции на постсоветском пространстве переходят, таким образом, на уровень социальный и экономический, разрушая политические преграды; в странах, где "цветные" революции не осуществились, происходит аналогичный процесс, обеспечиваемый немитинговой легитимностью власти.

       
Print version Распечатать