Футбол, закон и огурцы

Каждый день, каждая минута, каждое мгновение жизни интересны и странны. Я очень надеюсь, что у других в последнее время было и есть что-то более интересное и странное, чем у меня. Но, спрашивая себя, что же меня более всего поразило в ушедшие дни, кроме жары, и сам удивляюсь: это футбол и нечто, связанное с законами.

Впрочем, было и другое. Это - целование президентом Путиным живота мальчика Никиты. Событие - выдающееся.

Шел малютка по Кремлю, встретил президента. А тот возьми и поцелуй его в пупок, и теперь множество людей думает, что бы это значило? Я тоже недоумеваю. Потому что Путин - демократически избранный президент, пользующийся огромной поддержкой населения РФ и как таковой имеющий право на экстраординарные поступки. Он ведь, в сущности, собою олицетворяет нас всех - вне зависимости, голосовал ли какой-то гражданин России за него или против. А любому россиянину в голову может взбрести всякое, представить даже страшно что, и целование пузика чужого мальчика рядом с таким непредставимым - это невинная и даже трогательная шалость.

Но Путин - президент. И его милые шалости символизируются в факторы геополитической важности. И приходится думать: что бы такое значило?

Путин и я - ровесники, так что я в некотором смысле понимаю его реакцию на непостижимость существования. Возраст такой - пора о детстве вспоминать.

Я думаю, что он, как я, когда-то лазал на чужие огороды и воровал там огурцы - при том, что дома были точно такие же. Но огурцы с чужого огорода всегда слаще и пупырчатее.

Я бы и сейчас с удовольствием залез на чужой огород, откопал под листьями шершавый, дивно пахнущий плод и схрумкал его без соли. Если бы хозяева этого огурца меня застали за таким занятием, они либо сильно удивились бы, либо дали мне по шее.

Если бы хозяева огорода застали у себя на грядке президента РФ, реакция, вероятно, была бы другой. Скорее всего, они об этом происшествии рассказывали бы своим внукам, а те - передавали последующим поколениям.

Так творится история. И потому, будучи гражданином России, я беру смелость посоветовать ее президенту обдумывать свои шалости и огурцы покупать, а не красть, посторонних же детей почем зря в абдомен не целовать.

Так как quod licet Jovi, non bovi licet est, то есть бык-то по недомыслию может облизать пупок чужому теленку, а Божественному Августу этим заниматься не след. Что люди подумают?

Но все же - про футбол. Я им не интересуюсь, ничего в этой игре не понимаю, хотя мне ясно: беготня двадцати двух мужиков, пинающих мяч, по полю - это не только sport, то есть праздное занятие. Нет, в современном мире значение больших футбольных соревнований можно сравнить с конными ристалищами в Византии, где победа команды "Синих" над "Зелеными", либо наоборот, нередко обозначала конец правления кесаря, переориентацию византийской политики в ту или иную сторону, более того - важнейшие мировоззренческие перемены.

Например, кесари Лев III и Константин V, правившие в VIII веке и по вполне понятным экономическо-политическим причинам боровшиеся с иконопочитанием, поддерживали "Зеленых". Их противники, союзники римских пап (заметим, до великой схизмы, разделившей православие и католичество, было еще больше ста лет), по также понятным политико-экономическим причинам ратовавшие за иконопочитание, напротив, болели за "Синих". Результат широко известен.

Тем не менее я чемпионат мира по футболу смотреть не стал бы, но случайно включил телевизор и напоролся на матч "Франция - Того". И тут комментатор сообщил, что перед отъездом тоголезских футболистов в Германию над ними плотно поработали жрецы культа вуду, совершив ради победы необходимые магические церемонии.

Мне стало интересно, кто победит. Заряженные колдунами тоголезцы или рационалистические французы, ментальные потомки Паскаля, Декарта и почти современники Барта, Лакана, Фуко, Делеза, Гваттари и Бодрийяра?

Разумеется, в сборной Франции природных французов мало. Там по большей части выходцы из Северной и Черной Африки, наверняка не понаслышке знающие про могущество марабутов и то, что перед важным поступком недурно зарезать черного петуха. И, скорее всего, мало кто из французских футболистов читал "Принципы философии" или помнил гениальную паскалевскую догадку о том, что человек - это мыслящий тростник. Но их тренер был очень похож на скучного и одновременно склонного к любой экстремальности героя романов Флобера, а французы играли именно как мыслящий тростник.

И разум победил магию.

Я, не скрываю, обрадовался. И стал смотреть, что будет дальше. Дальше стало еще интереснее.

Сперва из соревнования выбыли представители всех континентов, кроме Европы, вылетели мусульмане, язычники, конфуцианцы, буддисты и индуисты; более того - домой отправились все православные европейцы, а за ними - представители стран, где большинство населения придерживается протестантских деноминаций.

Прежде всего, естественно, я имею в виду команду Соединенного Королевства, затем - голландцев. В Нидерландах половина населения католики, но голландское католичество очень специфично. Оно крайне либерально, и голландские католики, оставаясь в глубине верными догматам церкви, себя ведут по большей части как совершеннейшие агностики.

Оставалась Германия, где протестантов две трети. И играли немцы по-протестантски, словно постоянно, несмотря ни на что, держа в голове великие слова Лютера "Я здесь стою и не могу иначе". Ну да, они получили бронзу, обыграв португальцев, когда все уже было решено, и что? Да и забил решающий мяч Бастиан Швейнштейгер, рожденный, судя по имени, в католической семье.

Чемпионат мира превратился в спор европейских католиков между собою. А я оторваться не мог от телевизора, надеясь понять: какой вариант католичества победит?

В этом чемпионате очень ясно проявились основные изводы европейского католицизма - латиноамериканские католики-то не дошли даже до полуфинала.

Зато португальцы продемонстрировали почти уже подзабытое католичество времен Ренессанса и Барокко: они играли роскошно, эксцессивно, то бегали по полю как тараканы, то превращались в грозных ангелов, то сучили ножками наподобие пухленьких путти. За полсекунды меняли поведение от героизма к подлому хулиганству, низвергались, чтобы опрокинуть противника, и, вскочив, куда-то неслись, будто забыв, что они на стадионе, а не участвуют в одной из войн времен Контрреформации.

Это при том, что, по моим наблюдениям, португальцы в массе люди тихие и смирные, даже робкие - нечто вроде западноевропейских чувашей.

Их проигрыш тевтонским протестантам - штука показательная.

Что касается французов - играли они так, как положено французским католикам, пережившим искушение квиетизма, галликанизма и безбожного вольтерьянства и обогатившимся им, но сохранившим глубочайшее, в духе Блеза Паскаля, знание: primo - Бог непостижим, secundo - человек тем не менее к пониманию стремиться обязан, и tertio - в зазоре между пониманием и непониманием вести себя надо достойно.

И, конечно, прав был папа Иоанн XXIII, почти полвека назад сказавший, что французов пора заново евангелизировать. Мол, совсем все забыли, и это отчасти правда. Это видно по Рибери. Он себя вел великолепно - как дикий галл. А Зидана и Макелеле, возможно, стоило бы окрестить. Но важнее другое - они, будучи вне лона церкви, тем не менее показали миру, что французские католики, пренебрегая мессой, остаются примером того, как можно быть верующим, не будучи таковым.

А итальянцы... Здесь-то я увидел, что такое настоящий, кровный католицизм. И заключается он в том, что итальянский католик себе не изменяет ни когда суеверно плюет на пальцы, трогает газон, быстро крестится, затем пальчики целует, ни когда орет "porca Madonna!!!" и начинает безобразничать. В игре итальянцев было все. Там слышны были "Fioretti" Франциска Ассизского и мудрые рассуждения Фомы Аквинского, видны - наглость и извращенность понтификов времен упадка, а также - спокойный, раздолбайский и алогический холодок, свойственный любому нормальному итальянцу.

И в финальном матче, будучи гражданином Франции, я начал не то что болеть, но симпатизировать итальянцам. На первое место в этом папистском футболе они точно имели полное право. У них как-то все правильнее получалось, даже когда смысла в действиях итальянских футболистов было меньше, чем у французов. Что же касается смысла - я пришел в восторг, когда Матерацци что-то обидное сказал Зидану и тот, презрев весь французский рационализм, разбежался и своей ко всему привычной головой бумкнул обидчика в грудь.

Что было сказано? Сурдопереводчики гадают. Есть версия, мол, итальянец француза обозвал грязным арабским террористом, а тот, вовсе не араб, но бербер, рассвирепел. Итальянец прикинулся шлангом: "Я парень темный, газеты не читаю, что такое террористы, знать не знаю". Другая версия - нечто сказано было про сестру. Тут, конечно...

Но, как бы то ни было, все кончилось очень хорошо. Французы получили серебро, и ими могут заслуженно гордиться все их соотечественники независимо от происхождения.

Итальянцы озолотились, и это замечательно. Еще и потому, что это подтверждение: жульничество жульничеством, скандалы - скандалами, а мяч все же летел куда надо, и его сопровождали ангелы. Справедливость свершилась.

Это вам не чужие пузики целовать.

Непрофессионально размышляя о футболе, я одновременно - не более профессионально - вынужден был думать о юриспруденции. Дело в том, что президент Путин на встрече с генпрокурорами стран G8 взял и сообщил занимательную и соблазнительную идею, вняв которой, судя по их лицам, они изумились, но, будучи людьми по роду занятий ко всему привыкшими, перечить до поры не стали.

Что сказал Путин? Не буду приводить цитату из речи президента, она широко доступна. Я передам своими словами, так, как я ее понял. Он сказал, что перелистывать всякие судебные бумажки, ставить на них печати и подписи - дело не слишком важное, если юридическое решение не основано на справедливости, проистекающей из следования духу Библии, Талмуда и Корана.

Не буду рассуждать о том, что в РФ государство отделено от церкви, следовательно, в принятии судебных решений надо пользоваться не священными текстами тех или иных религий, а юридическими кодексами, даже если они несовершенны. В противном случае надо принимать другую конституцию или вовсе ее не вводить. Но что поделаешь - Ильин и Солженицын в России до сих пор числятся в важных мыслителях.

Более странными мне показались два обстоятельства.

Первое - почему Путин, рассуждая о духе справедливости, не упомянул тексты четвертой религии, признанной исторически уместной в России, то есть буддийские сутры?

Там тоже много интересного.

Второе - неужели президент нашей страны всерьез думает, что следование Библии, Корану и Талмуду может помочь в принятии судебных решений, более адекватных, чем те, что возможны при помощи уголовного и прочего кодексов? Советую перечитать эти книги - там такое иногда написано, что мурашки идут по хребту. И понять, кто, собственно, прав, следуя Корану, Басаев или Патрушев, решительно невозможно. Оба неправы. Потому что мерзавца Басаева хорошо бы было поймать живым и судить по мирскому закону, вполне для того годному, и не перекладывать ответственность на Бога и Священное Писание.

Добавлю: также не совсем ясно, почему президент Путин полагает, что Коран - это главный источник юридической практики для мусульман (на самом деле таковым являются конкурентные законоведческие работы мыслителей разных масхабов, естественно делающих ссылки к Корану). Талмуд для евреев всего только толковательный аппарат, главное же - Тора. Что касается Библии по отношению к православным - не совсем понятно. Только Новый Завет или весь корпус, вместе с Торой?

Но даже если речь идет только о Евангелии, то и здесь возникают некоторые проблемы. Например, Иисус проклял смоковницу за то, что она не плодоносила в сезон, когда ягод на ней быть не могло. Сын Божий такое сделать может, чтобы нас, грешных, озадачить. Он - всемогущ. Однако задумаемся: что будет, если этот казус рассмотреть как юридический и применить его в судебном процессе?

Ой, думать надо - хотя бы как футболистам с их мозгами, отбитыми мячом. У них это получается недурно. Впрочем, и наши законоведы иногда забираются на высоты юридической тавтологии, по сравнению с которыми размышления Путина что-то вроде детского стишка про кузнечика, который был совсем как человечек, только зелененький он был... Про пришельца, иммигранта, то есть.

Иду по Новому Арбату, вдоль которого часто несутся правительственные кортежи. Поперек - растяжка, на ней, как в советские времена, белым по кумачу написано: "Нелегальная иммиграция - неуважение к законам России". И подпись автора: "Федеральная иммиграционная служба РФ".

Это, конечно, хуже, чем "Учение ленинизма истинно потому, что оно верно", но и до этой святости, ежели пойдет дело, доберемся.

А пока - тоже хорошо. Кто будет спорить, что некий пришелец, нелегально иммигрируя в Россию, то есть нарушая ее законы, их не уважает? Полагаю, логически это утверждение опровергнуть невозможно.

Остается, правда, вопрос: кому эта максима адресована? Нелегальным иммигрантам, которые по причине бескормицы подались, нарушая законы, в Россию? Не думаю, чтобы они стали читать написанное на растяжке поперек правительственной трассы. У них другие проблемы, семью надо кормить.

Пассажирам лимузинов с номерами-вездеходами, несущихся в сторону Кремля? У них что, нет забот, кроме как, катя вдоль на большой скорости, различать рекламные текстовки?

Нет, полагаю, этот коан предназначен нам, обычным и даже вполне легальным жителям этого города и этой страны. Тем, кто чужих детей в пупок себе поцеловать позволить не может, кто надеется, что УК и УПК - не просто сброшюрованные листочки, и смотрит на весь этот вселенский футбол.

       
Print version Распечатать