Экзамен для потребителей

И снова эти три буквы - ЕГЭ. Ну сколько можно говорить об одном и том же? Дело сделано, закон принят: с будущего года все поголовно обязаны сдавать вступительно-выпускной экзамен в новой, тестовой форме. Между тем так рассуждают либо те, чьи дети и внуки уже выросли, либо те, чьи отпрыски еще не пошли в школу. А еще те, кто только на словах озабочены будущим собственной страны. Фракция КПРФ вносит на рассмотрение Госдумы законопроект о добровольности ЕГЭ. Этому был посвящен и "круглый стол", проходивший на прошлой неделе в Госдуме.

Коммунисты против

Собственно говоря, одни коммунисты и голосовали в прошлой Думе против принятия закона о ЕГЭ. И теперь именно эта фракция предложила внести изменения в ряд статей законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", связанные с ограничением "прав" ЕГЭ.

Изменения эти весьма демократичны, они предоставляют выпускникам право выбора формы как выпускного, так и вступительного экзаменов. Кто хочет, могут сдавать его в форме ЕГЭ, а кто не хочет - в виде традиционного экзамена. При этом вуз имеет право, даже если абитуриент решил поступать к нему по результатам ЕГЭ, устраивать свои экзамены по профильным предметам. И еще: Олег Смолин, Иван Мельников и Алексей Кондауров, которые внесли этот законопроект, предлагают вообще не проводить Единый экзамен по таким предметам, как литература, история и обществознание (на "круглом столе" к этому списку предложили добавить и географию).

В чем, собственно, главные недостатки ЕГЭ и есть ли у него достоинства? Из достоинств: несколько увеличилась доля иногородних студентов, поступающих в столичные вузы по результатам ЕГЭ. Но (об этом говорила депутат от "Справедливой России" Оксана Дмитриева) законодательно не предусмотрены ни финансирование проезда к месту учебы для иногородних студентов, ни обеспечение их общежитиями. Кроме того: школы стали подстраивать всю свою методику под ЕГЭ. И в итоге уменьшилась доля заданий, требующих творческого подхода, развития логического мышления, и, наоборот, увеличилось число задач на скорость и автоматизм выполнения. Между тем мы всегда были сильны высочайшим уровнем физико-математического образования, основанного на развитии творческих способностей. Лишившись этого, мы можем утратить свои конкурентные преимущества. А без хорошего естественно-научного образования мы не сможем перейти к инновационной экономике.

И еще: лучшие вузы страны любой ценой стараются избежать ЕГЭ. Единственным законным способом для этого являются олимпиады. Поэтому крупнейшие вузы стремятся приравнять свои олимпиады к региональным, что даст им право принимать к себе не по ЕГЭ, а по их результатам. И это тоже признак недоверия к Единому экзамену.

А что думают дети и учителя

Директор российского независимого рейтингового агентства "РейтОР" Ирина Артюшина привела данные опроса, проводившегося среди первокурсников - школьных отличников и "хорошистов". Их спрашивали: понятна ли им процедура ЕГЭ? в какой форме проще сдавать выпускные экзамены? как было бы легче поступить в вуз?

Результаты таковы: процедура ЕГЭ понятна чуть более чем 60% процентам ребят, 32% поняли ее в целом, 5% - практически ничего не поняли, и 1% респондентов не понял совсем ничего.

На вопрос о том, что было проще: сдавать традиционные выпускные экзамены или ЕГЭ, - 52% респондентов ответили, что им все равно, 32% - что их результаты были бы выше, если бы они сдавали выпускные своим учителям в традиционной форме, а 6% - что их результаты ухудшились бы, если бы они сдавали не ЕГЭ.

Что касается способа поступления в вуз, то 50% безразлично, как это сделать, 20% проще сдавать традиционные экзамены, а 13% опрошенных заявили, что их результаты были бы хуже, если бы они сдавали не ЕГЭ.

Таким образом, получается, что среди детей нет никакой однородности и идея о добровольной сдаче ЕГЭ соответствует желаниям выпускников.

Учителя в своей массе настроены более непримиримо. Председатель Всероссийской общественной организации "Родительская забота" Клара Мансурова только что приехала из Набережных Челнов и привезла просьбу двухсот школ города отказаться от ЕГЭ. Та же цифра - двести - прозвучала в этот день еще раз: директора школ Юго-Западного округа Москвы тоже высказываются против ЕГЭ. Об этом на "круглом столе" говорил и директор школы из Краснодарского края.

Геополитический и криминальный аспекты

"Есть два аспекта ЕГЭ - геополитический и криминальный. Они тесно связаны между собой" - так начал свое выступление председатель Всероссийского фонда "Образование" Сергей Комков.

По его мнению, сегодня решается судьба государства: либо мы сохраняем традиционное фундаментальное образование, либо переходим к прикладной системе, которая предусматривает не подготовку человека, способного создавать интеллектуальный продукт, а выращивание квалифицированного потребителя услуг. Он процитировал слова министра образования Андрея Фурсенко, который, встречаясь с активистами движения "Наши", прямо так и сказал: сегодня главной задачей развития образования в России является подготовка квалифицированных потребителей.

ЕГЭ - это инструмент, при помощи которого и будет осуществляться политика перевода всей системы образования на прикладные рельсы. Сергей Комков процитировал не только министра Фурсенко, но и Билла Гейтса. Выступая в 2005 году на конгрессе американских губернаторов, он сделал сенсационное заявление: американская школа умерла. Потому что она перестала готовить производителей интеллектуальных продуктов. Она превратила своих выпускников в потребителей, неспособных ничего создавать. Когда Гейтс приезжал в Россию и выступал перед преподавателями и студентами, он сказал: берегите вашу систему образования. Вы сегодня единственные, кто ее сохранил.

"Погубив классическую российскую систему образования, - заявил Комков, - мы губим главный фундамент развития нашего государства. Недавно была озвучена красивая и яркая доктрина развития нашего государства до 2020 года. Не согласиться с ней невозможно. Главная задача, которая там поставлена, - это развитие страны на основе экономики знаний; переход на новый, инновационный путь развития. Но с кем мы будем этот инновационный путь осуществлять? С потребителями, которые будут методами "Угадайки" отыскивать в тестах правильный ответ? Или с ребятами, которые готовы размышлять, создавать интеллектуальный продукт и творить?.. Мы входили в пятерку ведущих стран в системе образования, а сегодня занимаем 27-ю позицию. Скоро мы потеряем высшую школу, систему образования и интеллектуальный потенциал нации".

Что касается криминальной составляющей, то с внедрением ЕГЭ коррупция возрастает в разы. Просто она переходит на другие этажи. Чем закончилась история с ленинградским мальчиком, купившим летом результаты ЕГЭ? В прошлом году мы были свидетелями грандиозного скандала, когда результаты ЕГЭ продавались за сутки до самого экзамена на всех станциях метро в Петербурге и через интернет. Ответа на этот вопрос нет. "Дальше я, как советник председателя следственного комитета при Прокуратуре РФ, - продолжил Комков, - выяснил, кто занимался распечаткой материалов ЕГЭ. Печатали их типографии, которые находятся в определенных отношениях с руководством Рособрнадзора. Их рассылка производилась коммерческими структурами. Сколько было разослано секьюрпаков и кому конкретно - никто не знает. Отчеты об этом Рособрнадзор не предоставил никому. И, кроме того, меня беспокоит, что руководство Рособразования и Рособрнадзора, решив, что они выше законодателя, приказали школам в обязательном порядке сдавать ЕГЭ еще до момента вступления в силу закона. В 2006 году был издан приказ #14, обязывавший все вузы, участвовавшие в эксперименте по ЕГЭ, на 100% принимать только по его результатам. А это - грубейшее нарушение Конституции. Сегодня уже идет речь о том, что в 2008 году все московские школы обязаны сдавать ЕГЭ. Ради чего все это? Ответ прост: за истекшие годы на проведение ЕГЭ только из средств Федерального бюджета было потрачено 370 миллионов долларов. Огромное количество денег выделено из региональных бюджетов. Не слишком ли большие деньги раскладываются по карманам чиновников и тех, кто живет за счет ЕГЭ?"

Сергей Комков напомнил, что идея ЕГЭ была напрямую связана с внедрением Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Говорили, что в зависимости от того, какое количество баллов вы наберете, вы получите финансовое наполнение этого самого ГИФО (сертификата, при помощи которого должно было бы оплачиваться обучение в вузе). Без ГИФО баллы вы набираете, но денег ни на образование, ни на проживание никто не дает. 60% студентов, обучающихся на дневных отделениях вузов, не имеют мест в общежитиях. Стипендия непригодна для существования (даже 1200 рублей). То есть мы перешли почти полностью к платному образованию, к самообеспечению. И при этом продолжаем настаивать на ЕГЭ. "Я думаю, что ЕГЭ умрет сам собой: смысла в нем нет никакого", - сказал Комков.

Что касается идеи ГИФО, Олег Смолин заметил, что есть сведения о ее реанимации. И ничего хорошего в этом нет. Предполагается, что ГИФО будет иметь три градации: первая - те, кто наберут максимальное количество баллов по ЕГЭ и будут учиться на бюджете, вторая (их большинство) - те, кто получат право учиться только на платной основе, и третья - те, кто, исходя из своих минимальных баллов, никогда не сумеют поступить в вуз (часть ребят пойдут в ПТУ, которых крайне мало, а часть - по цепочке: на улицу и в тюрьму). При этом ежегодно число бюджетных мест сокращается на 6-8% (по некоторым специальностям - на 10%). С введением ГИФО бюджетников станет еще меньше: максимальные баллы по ЕГЭ наберет очень небольшое число выпускников. Говорят, что весьма скоро законопроект о ГИФО будет внесен на рассмотрение в Думу.

Шансов мало

Шансов на то, что законопроект о добровольности ЕГЭ пройдет, очень мало. Собственно говоря, они ничтожны. На заседании Комитета по образованию, которое проходило еще до президентских выборов, большинство, состоящее из "единороссов", поправки отклонило. Тогда же обозреватель "Русского журнала" подошла к вице-спикеру Госдумы (и одному из трех авторов законопроекта) Ивану Мельникову, который сказал: "Тридцать пять законодательных органов власти и тридцать исполнительных высказались в поддержку нашего законопроекта. А его противниками стали только пять законодательных и двадцать четыре исполнительных органа власти. Если взять срез педагогического сообщества в целом, то ситуация будет тоже в пользу нашей позиции".

Но все это как будто не принимается во внимание. Однако сам факт почти десятилетних дискуссий о пользе (а точнее - вреде) ЕГЭ говорит о том, что точку ставить еще рано.

       
Print version Распечатать