Два пути нового партийного строительства

В самом конце XX - начале XXI века, как мне представляется, мы столкнулись с принципиально новыми социальными явлениями, в основе которых лежит кардинальное размывание культуры большинства. Ее функционирование во многом определяло социальный, политический и правовой облик XX века.

На смену доминированию культур больших величин пришло бесконечное множество культур меньшинств, что нисколько не противоречит развитию тенденций глобализации, выстраиванию единой информационной системы и так далее. Однако это обстоятельство весьма существенным образом меняет само качество и смыслы политики и политического, делая неэффективными прежние международно-правовые нормы и правила межгосударственного взаимодействия. Достаточно обратить внимание на изменение смысла базовой политической ценности XX века - демократизации. В XX веке ее смыслом было создание и реализация правил консолидации большинства и поиск эффективных возможностей выражения и представления интересов и воли большинства.

В XXI веке меняется сам смысл демократического процесса, все более явно реализуемого как бесконечный переговорный процесс, в котором на равных должны участвовать представители любых меньшинств и который отличается тем, что создание новых крупных социальных объединений не может быть устойчивым и длительным. Подобные изменения весьма существенно влияют и на смыслы и содержание создания и деятельности политических партий.

Опыты XX века формировали партийность как достаточно эффективную возможность консолидации весьма широких общественных слоев (групп, классов) для выражения их отношения к власти или борьбе за власть и в силу устойчивости (хотя и относительной) больших социальных групп партии могли формироваться на достаточно жесткой нормативно-правовой базе, вырастая в устойчивые образования, способные функционировать на протяжении нескольких десятилетий. Правда, и в таких условиях партии самых различных идеологических ориентаций (либеральных, консервативных, радикальных) переживали глубокие внутренние кризисы и весьма существенно трансформировались.

Сегодня же не совсем корректно было бы измерять партийное пространство и партийную реальность с помощью критериев, сформировавшихся в период действия устойчивых партийных институтов. Подобное не означает, что отпала необходимость в консолидации общества или его значительной части вокруг проблем отношения к власти и функционирования власти. Однако подобная консолидация разворачивается не только в условиях новой социальной реальности, но и в условиях резкого снижения общественной потребности в прежнем качестве власти. Власть оказывается все менее востребованной, ей приходится выдерживать серьезную конкуренцию с новыми институтами в реализации своих регулятивных функций.

Соответствующим образом в нынешних условиях открываются два возможных пути нового партийного строительства: административно-бюрократический и общественно-популистский. Административно-бюрократический путь связан с использованием административных ресурсов и консолидацией общественных интересов вокруг ценности властных институтов. Это не исключает использование демократических механизмов, выборных процедур, выражения и представления интересов достаточно широких слоев общества, которые рассматривают существующие властные институты как наиболее эффективный способ защиты и представления общенародных интересов. Этот путь ведет к формированию так называемых партий власти, но даже они весьма существенно отличаются от традиционных классических партийных структур, часто не нуждаясь в разработанных программах, уставах, классических нормах и правилах партийного строительства.

Общественно-популистский путь предполагает складывание или формирование больших социальных групп вокруг идей или ценностей, которые слабо выражаются действующими властными институтами. На этой основе формируются партии, в большей степени являющиеся социально-политическими движениями. Такие партии формируются чаще вокруг харизматических лидеров, а партийность их членов часто ограничивается выражением поддержки в периоды проведения избирательных кампаний или массовых акций.

Подобные тенденции, конечно, могут регулироваться и корректироваться действующим законодательством, которое само по себе должно становиться все более гибким и учитывать новые социальные реалии.

       
Print version Распечатать