"Думский Комитет по образованию будет колебаться между линией партии и линией образования..."

Каким будет новый Комитет Госдумы по образованию и науке? Что можно сделать в ситуации, когда основные законы, связанные с образованием, приняты в уходящем году, а нерешенных проблем от этого стало еще больше? Об этом обозревателю "Русского журнала" рассказывает депутат Государственной думы пятого созыва, а с 2003-го по 2007 год - первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег Смолин.

"Русский журнал": Олег Николаевич, как вы думаете, в новой Думе будет работать легче, чем в четвертой?

Олег Смолин: Помните известный анекдот о том, чем оптимист отличается от пессимиста? Пессимист говорит: хуже уже некуда, хуже, наверное, не будет. А оптимист его поправляет: будет, будет. Так вот я в данном случае, как ни странно, пессимист.

Хуже, конечно, будет. Но уже на уровне последствий законов, которые были приняты четвертой Государственной думой.

РЖ: А каковы возможные последствия этих законов?

О.С.: Первое: трехлетний бюджет. Расходы на образование увеличатся на 20%, расходы на правоохранительную деятельность - на 45%, а Стабфонд (резервный фонд) - в полтора раза.

Второе: налоговая политика. Отмена налоговых льгот для образования последовательно приводит к повышению платы за обучение и цены всех платных образовательных услуг. В этом смысле доступ к образованию ограничивается.

Третье: сокращение бюджетного набора в вузы. За три года он сокращен на 25%, и если ситуация не изменится (то есть если даже места сокращать больше не будут), через три года мы недосчитаемся примерно 750 тыс. бюджетных мест в России. Это является результатом того, что законом "О высшем образовании" отменено положение, запрещавшее сокращать бюджетные места в вузах.

Четвертое: заработная плата преподавателей. За прошлые годы, по нашим оценкам, она практически не росла (если сравнивать ее не со средней инфляцией, а с ростом цен на товары первой необходимости). Например, в прошлом году на федеральном уровне зарплату повышали на 26%, а рост цен на товары первой необходимости, по данным Института экономики РАН, составил 25%.

РЖ: Но при этом, например, зарплата московского учителя выросла во много раз...

О.С.: Я рад, что есть регионы, где учителям существенно прибавили зарплату, но я говорю о федеральной политике.

Следующая позиция: закон о принудительной бакалавризации всей страны. Он приведет к тому, что большинство студентов будут учиться на год меньше (4 года), и к тому, что доучиваться им придется, как правило, в организациях, и за деньги.

И, наконец, известный закон "Об автономных учреждениях", который вообще рассчитан на то, чтобы продолжать вытеснение бюджетного образования платным. То есть учреждения образования разделены на две категории: бюджетные и автономные. Для бюджетных сохранены некоторые социальные гарантии, но у них полностью отобрали экономическую свободу - они не могут ни распоряжаться деньгами, ни их зарабатывать. Автономным учреждениям возвращена возможность распоряжаться деньгами и имуществом, но при этом они лишены бюджетных гарантий. То есть они могут получать бюджетные деньги, но они - негарантированные.

Фактически речь идет о полуприватизации системы образования. Более того, правительство будет выталкивать все большее число учебных заведений в АУ (автономные учреждения). По нашей информации, уже есть положение Минобрнауки о том, что в следующем году набирать студентов на платной основе разрешат только тем вузам, которые перейдут в АУ. В совокупности это приведет к тому, что образование станет менее доступным и образовательный потенциал страны будет дальше снижаться.

РЖ: Перечисляя принятые законы, вы забыли упомянуть закон о ЕГЭ, об обязательном полном среднем образовании...

О.С.: Я ничего не забыл. Я мог бы назвать еще штук пять-семь законов. Просто я говорю о том, что совершенно очевидно и что так или иначе связано с финансированием, заработными платами и социальными гарантиями.

А есть еще ряд других позиций, связанных с содержанием образования. Это закон о ЕГЭ, об обязательном среднем образовании, закон "О стандарте" и ряд других позиций...

РЖ: Каким может быть следующий думский Комитет?

О.С.: Уже известно, что из прежнего состава Комитета в него прошли, в частности, с "левой" стороны Смолин, Мельников, Алферов. А что касается "правой" стороны, то мы сейчас точно состав Комитета спрогнозировать не можем, но, похоже, под вопросом является прохождение в Комитет Валентины Ивановой; кажется, прошел Сергей Колесников (по крайней мере, хочется так думать), Николай Булаев ушел в Федеральное агентство по образованию. Предполагаемым председателем Комитета называют Григория Балыхина, ранее возглавлявшего это агентство. Об этом можно говорить с высокой вероятностью, хотя у нас, как известно, 100% гарантии может дать только страховой полис.

РЖ: Как теперь будет работать новый Комитет?

О.С.: Комитет будет колебаться между линией партии и линией образования. Какую позицию займет его председатель - увидим. Но до сих пор Балыхин считался одним из наиболее прообразовательных людей во власти.

Я не могу твердо сказать, какой будет равнодействующая между линией партии и собственной позицией председателя Комитета. Надеемся, что он будет более прообразовательным человеком, чем Николай Булаев. Но это покажет только время.

Сейчас РОСРО при поддержке Союза ректоров России реанимировал идею разработки Образовательного кодекса. Идея, в принципе, хорошая и правильная, но я не уверен, что при современном раскладе сил в Образовательный кодекс удастся вернуть положения, связанные с социальными гарантиями и со свободой в образовании, которые были еще в первой редакции закона "Об образовании" 1992-го и особенно 1996 года.

РЖ: Образовательный кодекс - это сведение вместе всех существующих законов, связанных с образованием?

О.С.: Образовательный кодекс - это сведение в единый акт того, что уже есть, и, естественно, его систематизация. Но на какой основе пройдет эта систематизация, пока трудно сказать. Не для того ведь проводили так называемую монетизацию, чтобы потом возвращать обратно социальную ориентированность и свободу в образовании.

РЖ: А что бы вы вернули обратно?

О.С.: Я бы вернул практически все, что было в законе "Об образовании". И кое-что прибавил бы.

Первое: я бы вернул положение об обязательной доле бюджетного финансирования образования. Я считаю, что расходы по образованию нужно поднимать как минимум до 7% ВВП. То есть в два раза по сравнению с тем, что есть сейчас (а не на 25% за три года).

Второе: я бы вернул положение о налоговых льготах для образования. Во всем мире образование налогов не платит - Россия в этом смысле уникальная страна, где школу или вуз заставляют платить налоги наравне с "Газпромом".

Третье: я бы восстановил положение об обязательном количестве бюджетных студентов в России и запретил сокращать бюджетные места. Это было в законе "О высшем образовании".

Четвертое: я бы вернул положение о заработной плате педагогов, которая должна быть не ниже средней зарплаты в промышленности. Сейчас она составляет порядка 60%. Это была 54-я статья закона "Об образовании". Аналогичная статья была в законе "О высшем образовании".

Пятое: я бы вернул образовательным учреждениям возможность распоряжаться тем, что им удалось заработать.

И еще вернул бы положение, гарантирующее определенный уровень стипендий: не меньше прожиточного минимума. Это дало бы хоть какую-то минимальную возможность прожить.

Кроме того, отменил бы закон о ЕГЭ...

РЖ: А существуют случаи отмены законов?

О.С.: Конечно. Например, 122-м законом было отменено 112 законодательных актов и внесены вредные изменения еще в 152 законодательных акта!

Сейчас мною внесен закон о том, чтобы сделать ЕГЭ добровольным. Посмотрим, какой будет реакция пятой Государственной думы.

И, наконец, я бы внес поправки в закон "Об обязательном среднем образовании" и в закон "О стандарте", который создал бы каждому ребенку условия для его образования.

РЖ: Но, между прочим, номинально именно это в законе и декларируется.

О.С.: Этот закон коснется порядка 30 тыс. ребят, которые, по мнению правительства, не продолжают образование. Между тем, по мнению Общественной палаты, образование не получает 1 млн человек, а по мнению Генпрокуратуры, - примерно 1 млн 900 тыс.

В принципе, правильная идея была полностью профанирована.

А если говорить в общем, то законодательство в образовании должно быть связано с возвращением социальных гарантий и свобод - академических и экономических.

РЖ: А как, по вашему ощущению, будет голосовать новая Дума при существующем раскладе сил?

О.С.: У меня нет ощущения, у меня есть уверенность: Государственная дума будет голосовать так, как мы ей позволим. Если мы не будем оказывать на нее давление, она будет голосовать так же, как четвертая, - не приходя в сознание. Если образовательное сообщество наконец когда-нибудь проснется, то будет оказывать давление на своих депутатов - возможности такого давления очень велики. Могу напомнить, что сфера образования - это 38 млн человек, а вместе с членами их семей - значительно больше.

РЖ: То есть не такой уж вы и пессимист!

О.С.: Вы знаете, шестидесятники прошлого века на Западе выдвигали лозунг: будь реалистом - требуй невозможного.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

       
Print version Распечатать