Дикое телевидение-2

От редакции. Антон Семикин специально для "Русского журнала" продолжает обзор российского интернет-телевидения.

* * *

ТВ в Интернете – это одна из тех сфер, в которой власть в прошедшем десятилетии сумела сработать быстрее других. Сугубо лоялистский канал Russia.Ru, столь же одиозный, сколь и его родная сестра (а Константин Рыков – отец их), «деловая» электронная газета «Взгляд» – один из ветеранов на этом поле. Он появился аж в 2007 году, задолго до того, как до подобных проектов дошли руки у людей, настроенных по отношению к власти критически.

Неофициальным слоганом этого канала, если пользоваться расхожим блогерским шаблоном, могло бы стать:«Только охранительство, только хардкор». Шевченко, Данилин, Минаев, Вассерман, Кургинян, Леонтьев – набор экспертов Russia.Ru, регулярно выступающих с комментариями по самым разным вопросам. Прежде там «отжигал» и Дугин. Но если вывести за скобки политическую ангажированность, то и здесь можно найти интересное. Например, беседу Кирилла Решетина (Шиша Брянского) с Всеволодом Емелиным или комментарий писателя Дмитрия Лекуха о ситуации с футбольными фанатами в преддверии чемпионата Европы, который (и возможно для некоторых это станет такой же неожиданностью, как стало для меня) оказывается вполне здравым, содержательным и интересным.

В противовес «Раше» в Сети не так давно появился телеканал, одно происхождение которого с точки зрения российских лоялистов-охранителей должно представляться невероятным скандалом, крамолой и натуральной диверсией. Это грузинский русскоязычный канал, вещающий из Тбилиси. «Первый информационный кавказский», ПИК. Существует с прошлого года. Тот самый, одно из трех СМИ, которым Дмитрий Медведев давал интервью в последнюю годовщину войны с Грузией.

Любопытен состав ведущих. Тут есть и россияне, и грузины (их, конечно, все-таки больше), и другие кавказцы. На ПИке не только целая Ксения Собчак, но и, представьте себе, вдова первого президента Чечни Алла Дудаева, она ведет передачу «Кавказский портрет». Грузины привлекли к сотрудничеству Ганапольского, Шендеровича, коллег с русской службы радио «Свободы»... Лента новостей на сайте канала по содержанию совпадает с российскими оппозиционными ресурсами. Постоянные гости эфира оппозиционеры и правозащитники из России, тут можно встретить даже таких экзотических с точки зрения отечественного политического и информационного мэйнстрима персонажей, как регионалисты.

В сетке вещания присутствует и целенаправленная пропаганда, например документальная «Оккупация», где зрителя на протяжении 18-ти серий довольно, надо сказать, ожидаемо убеждают, что Третий Рейх и СССР (и его современная наследница РФ) были одинаково преступны. Но не стоит думать, что этим все исчерпывается. Тут можно найти множество самого разного, вплоть до экспертов о положении армянского меньшинства в Грузии или первой грузинской русскоязычной мыльной оперы, снятой вместе с украинскими коллегами.

В общем, это канал о Кавказе в полном объеме смысла этого слова (то есть и Северный Кавказ, и Закавказье) для тех, кто понимает по-русски. Кажется, он делает ставку в большей степени на спутниковое вещание, и вообще, это полноценный телеканал, с полным ассоритиментом программ, не только политических. Что и отличает его от «нашей» «Раши», которая по сути – вариант YouTube, то есть просто набор роликов.

Последнего формата придерживается и телевизионное ответвление от развесистого китчево-барочного древа газеты «Завтра» – чисто сетевой телеканал «День ТВ». Просто видеоролики, и видно, что денег на телепроект Проханов потратил, конечно, еще меньше, чем Рыков. Канал стартовал только в этом году, уже после начала протестов. Но было бы ошибкой думать, что тут сплошное «За Родину, за Путина». Все таки дает о себе знать «завтрашний» радикальный бэкграунд и постоянная эдакая то мягкая, то пожестче правая, патриотическая фронда. Ну где вы еще увидите такого столь же культового и интересного, сколь и спорного героя, как Миша Вербицкий? Одна беда – тут пугающе много Максима Калашникова, персонажа, которого и комментировать то страшно. И это при том, что этот трэш-«футуролог» и до «Дня ТВ» обожал это дело, сетевое телевещание то бишь, у него были своя вотчина на еще более специфическом «Нейромире ТВ».

Тут мы вступаем в пограничную маргинальную зону, но дело то в том, что в Интернете, в отличие от эфирного или даже кабельного и спутникового ТВ эти границы абсолютно размыты, все перемешано и «горизонтально», иерархия отсутствует. Выбор контента здесь гораздо чаще, чем в эфиром телевидении зависит от желаний самого зрителя, а не от решений редакции. Наконец, тут и самого контента буквально больше, смотреть можно до бесконечности, никакого сравнения с составленной кем-то другим суточным теле-пайком.

Но у двух главных на данный момент сетевых ТВ-каналов, которые без всяких экивоков можно назвать оппозиционными, помимо постоянно пополняемого архива программ, которые можно пересмотреть в любой момент, есть и ежедневная сетка вещания. Речь об упоминавшемся раньше СОТВ и, конечно, «Дожде».

Безусловно, два эти игрока на поле сетевого телевещания сейчас пребывают в абсолютно разных весовых категориях. Прямо как Russia.Ru и страшненькое четырехмесячное прохановское детище. Еще только раскручивающийся СОТВ пока никак не может быть конкурентом одному из медиа-активов Михаила Прохорова, который только что получил «ТЭФИ».

Но любопытно сравнить два этих проекта. Они проходят по одной «номинации», настроены резко против власти. Но какая типологическая разница! И она не только в том, что «Дождь», разумеется, гораздо более богатый, дорогостоящий, хоть и в этом тоже. С первого взгляда видна разница даже в цветовой гамме: нарядная розово-белая и подзаголовок «Optimistic Channel» у «Дождя» и суровая, даже как будто нарочито бедная и блеклая черно-желто-серая у СОТВ.

Это же отличие наблюдается и в оформлении студий. И дело тут не в деньгах – ведь яркие декорации не бывают дороже бледных только потому, что они яркие. Похоже у проекта задуманного Игорем Яковенко это принципиальная позиция. Как и отсутствие слоганов, запоминающегося логотипа (его заменяет простой желтый треугольник) и прочего из этого набора. Посыл такой, что это в полном смысле слова общественное ТВ, тут нет никакого маркетинга, который задавал бы какие-то трэнды и кого-то куда-то направлял бы, мы просто делаем каждый по своей программе, потом просто складываем все вместе и то, что получается это и есть наше общественное телевидение.

Телеканал Прохорова и ничейный СОТВ словно бы воплощают собой пресловутое, местам уже навязшее в зубах размежевание среди противников «правящего режима» на «профессиональных активистов» и «хипстеров». И хотя в студиях гламурного-нарядного «Дождя» тоже бывает тесно от «борцов с режимом», разницы это не отменяет. Это как «Стратегия-31» и «народные гуляния». СОТВ – это пристанище революционеров со стажем, здесь все мрачнее, суровее, серьезнее, чем на «Дожде», начиная с красок.

Подчеркнем вот что. Из в общей сложности пяти описанных здесь сетевых «телевидений» трем нет и года. Море Интернет-ТВ расширяется с явной перспективой превратиться в океан, где скоро найдется что угодно. Ты натыкаешься на, казалось бы, чисто музыкальный (рок-н-рольный) канал «Джем» и даже там вдруг обнаруживаешь один ролик с Сапрыкиным и целую серию – с Прилепиным, а кроме того выясняешь, что у редкого рокера в наши времена нет своего мнения по актуальным политическим и общественным вопросам.

Часть 1

       
Print version Распечатать