Демократия универсальна, это не признак Запада

От редакции.Русский журнал уже поднимал тему соотношения демократии и традиции. Сегодня мы продолжаем эту дискуссию и предоставляем слово Тарику Рамадану – профессору современных исламских исследований (теологии) Оксфордского университета, одному из ведущих исламских теоретиков Европы. Рамадан входит в число создателей доктрины «европейского ислама», он автор пяти монографий, последняя из которых – «Radical Reform: Islamic Ethics and Liberation» (2009).

* * *

Русский журнал: Уважаемый господин Рамадан, считается, что либеральная демократия плохо уживается в исламском мире. Не считаете ли вы, что демократия обусловлена культурной и религиозной традициями? Каковы ценностные аспекты и исторические предпосылки возникновения современной демократии?

Тарик Рамадан: Я не вижу ничего в исламе, что препятствовало бы установлению демократии. Есть примеры Турции, Индонезии, Малайзии. Ситуация там далека от совершенства, но в этих странах запущены процессы демократизации, и они идут уже не первый год. Не стоит путать ислам и политическое устройство мусульманских стран, на которое большое влияние оказал исторический ход событий. Для демократизации этих стран необходимо внедрение пяти основных принципов демократии, которыми являются: верховенство закона, всеобщее гражданство, всеобщее избирательное право, разделение властей и подотчетность государственных служащих.

Эти пять принципов являются объективными условиями для запуска процесса демократизации. К тому же существование демократии невозможно без гражданского образования – у населения должны быть сформированы основные навыки гражданского поведения, люди должны быть знакомы с общественными институтами и знать, как они работают, они должны знать свои права и обязанности, они должны представлять активное гражданское население. Иначе никакой демократии не будет.

РЖ:То есть вы полагаете, что имеет смысл продвигать некий общепризнанный набор стандартов демократичности, а не делать ставку на политическую унификацию?

Т.Р.: Насаждение одинаковой модели демократии повсеместно – это культурно-политическая колонизация. Когда дело доходит до практической реализации демократических принципов, надо быть очень осторожным – надо сознавать внутреннюю динамику конкретного общества.

РЖ: В какой степени глобальный экономический кризис угрожает демократии?

Т.Р.: Привычка совсем недавнего времени – думать о демократии как о сугубо политической сфере, управляемой государством, в то время как экономическая сфера рассматривалась как «свободная», то есть подчиненная только законам рынка. Национальные корпорации были вне демократических процессов и не следовали законам государств, на территории которых они действовали. Когда начался кризис и они оказались на грани банкротства, то сразу обратились к институту государства, с которым ранее предпочитали не считаться. Сегодня национальные правительства тратят огромные суммы, чтобы спасти корпорации от краха. Очевидно, что экономические процессы и демократия взаимосвязаны. Пока экономическая система не станет транспарентной, она будет наносить ущерб политическому развитию демократических стран. Экономический кризис может превратиться в кризис демократии, если отношения между демократией и экономикой не будут отрегулированы. Однозначно нужны стандарты участия демократических стран, нам нужно больше руководствоваться этическими принципами в международных отношениях и в экономике. Демократия не может существовать без этического измерения. К сожалению, глобальный кризис и его текущие последствия двигают мир совершенно в другом направлении.

РЖ: Вправе ли одна страна решать, насколько то или иное государство соответствует стандартам демократии?

Т.Р.: Нет. Нужны общепринятые, признанные всем международным сообществом критерии демократии, в основе которых должны лежать пять основных принципов, которые я упоминал раньше, они должны быть необсуждаемы. Однако каждая страна в отдельности должна иметь право решать, как именно эти принципы будут работать внутри ее политической модели.

РЖ: Как может быть решена проблема отделения религии от политики в мусульманских странах, как того требует демократия? Это возможно?

Т.Р.: Если это и произойдет, то произойдет не так, как на Западе, исходные условия другие. Нужно провести четкое различие между религиозными принципами ислама, которые владеют сердцами людей, и демократическими принципами, которые определяют верховную власть. Единственный способ достичь демократии – это отделить религию от политики, сделав религию свободной от политической конъюнктуры. Религия может определять жизненные принципы граждан, но демократия должна оставаться в первую очередь источником власти в государстве.

Беседовала Юлия Нетесова

       
Print version Распечатать