Демократические традиции на Руси–России сильны

Протестантская, православная или мусульманская традиции отнюдь не отрицают демократии, но вносят свою специфику. Попытка протестантской традиции выдать себя за монополиста при толковании демократии – естественное желание государств и правящих элит создать для себя максимально комфортные внешнеполитические и экономические условия существования.

Однако ценностные аспекты и исторические предпосылки демократии происходят не только от Древней Греции и Древнего Рима, но и с Востока.

Споры о демократии в России неизбежно сводятся к вопросу о «традиционной российской невосприимчивости» к демократическим ценностям. Это полная ерунда, происходящая от незнания русской истории и культуры. Демократические традиции на Руси–России сильны. Может быть, сильнее, чем в других странах. И они обладают национальной спецификой, а не «универсальны».

В раннем Средневековье князей, как правило, выбирала старшая дружина, позже – при Псковской и Новгородской республиках – их приглашали и даже изгоняли вполне демократически, на вече. Позже были Земские соборы, еще позже – дворяне (гвардия) посредством переворотов «ставили» на царство. Восстание декабристов – всего лишь неудавшийся, но вполне обычный переворот, каких было много в XVIII веке.

Был короткий период абсолютизма, но и при нем существовали Боярские думы, Госсоветы и прочие вполне демократические структуры.

У России нет никаких трудностей в «усвоении» демократии. Проблема в другом. Новое общество и новая экономика требуют нового качества управления. Мы должны развивать такую демократию, которая повышает качество и эффективность государственного и общественного управления, а не демократию «для себя».

Мне монархия представляется более эффективным устройством. Швеция, Дания, Норвегия и ряд других стран – вполне демократические государства с высоким качеством государственного и общественного управления. Для России это наиболее подходящая форма государственного управления, что доказывает не только великое имперское и советское прошлое, но и эффективность тандема Путин – Медведев: президент-государь и эффективный руководитель исполнительной власти. Надо не иронизировать по этому поводу, а использовать этот опыт для будущего.

       
Print version Распечатать