Действительно многополярный мир

Сегодня можно с полным основанием говорить о том, что второй холодной войны не будет. Администрация Буша потерпела крах в попытке консолидировать однополярный мир. Однополярная модель провалилась. Возникла новая многополярная система международных отношений. У нее есть три серьезных отличия от модели, существовавшей до холодной войны. Во-первых, она имеет мультицивилизационный характер. Раньше многополярная система строилась на христианской цивилизации. Сейчас ее участниками становятся Китай и Индия. Во-вторых, все основные центры силы имеют ядерное оружие, что ранее было только в биполярной, но не многополярной системе. И отсюда, в-третьих, механизмы, делавшие международную систему управляемой, сегодня кажутся неэффективными. Степень эффективности Совбеза ООН, Всемирного банка, МФВ, ВТО, «большой восьмерки» близка к нулю. При смерти оказался режим контроля над вооружениями последних сорока лет.

Насущная задача повестки дня – это формирование единых правил игры не только для США и России, но и для ЕС, Китая, Индии, Бразилии. В биполярной системе действовал простой принцип: паритет по любому вопросу. Но что делать, когда игроков три, четыре пять? Можно ли установить квоты ядерного оружия для существующих восьми ядерных стран? По какому принципу – паритет, размер населения, размер ВВП, размер территории, протяженность границ? Объективного критерия нет.

Надо изобрести то, чего никогда не было, – устойчивую систему безопасности для многополярного мира. Как в свое время для биполярной системы была придумана система контроля над вооружениями.

Обама унаследовал самый острый финансово-экономический кризис за последние семьдесят лет. Произошло перенапряжение сил американской армии в безнадежных войнах в Ираке и Афганистане.

Обаме предстоит вырабатывать на многие годы вперед новые экономическую, внешнеполитическую, военную стратегии, приспосабливая американскую политику к реальностям многополярного мира, в котором США будут не сверхдержавой, а державой номер один в клубе других великих держав (Китай, Индия, Япония, ЕС, Россия). В условиях, когда США требуется упорядоченно отступить, не потерпев сокрушительного геополитического поражения, ясно, что новое руководство Америки не хочет без необходимости антагонизировать Россию.

По целому ряду ключевых вопросов международной безопасности интересы США и России достаточно близки или совпадают. Это в первую очередь касается нераспространения ядерного оружия. Ни Москва, ни Вашингтон не заинтересованы в том, чтобы доступ к ядерному оружию получали новые игроки, которые труднопредсказуемы в своем поведении.

Но режим контроля над вооружениями сегодня находится на грани полного развала. И администрация Обамы, в отличие от Буша, признала необходимость нового договора о контроле над вооружениями. Здесь американцам придется пойти на существенные уступки, согласившись на ограничение не только развернутых боеголовок, но и средств их доставки, что позволит установить правила засчета.

В ближайшие дни в сенате должны быть утверждены чиновники администрации Обамы, которые непосредственно будут вести переговоры с Россией. Среди них – Роза Гетемюллер, которая несколько лет возглавляла московское отделение Фонда Карнеги. Встреча Обамы и Медведева в Лондоне сможет дать старт началу реальных переговоров. Пока же в российско-американских отношениях сменился тон, но реальных дел очень мало.

Требуются определенные договоренности и по вопросу ПРО. Администрация Обамы должна убедить Россию в том, что США не намерены вести развертывание ПРО, пока не достигнут абсолютного превосходства над Россией.

Более тесное сотрудничество России и США возможно и по проблеме ядерных программ Ирана и Северной Кореи. Если будет снята иранская проблема, существенно ослабнет и напряженность по поводу ПРО в Восточной Европе.

Американцам надо договариваться с Россией о развитии транзита нелетальных грузов через российскую территорию в Афганистан. Тем более что «Талибан» и «Аль-Каида» для России такой же враг, как и для Америки.

Тем самым достижение договоренности между Россией и США по ряду ключевых вопросов международной безопасности возможно. Это не значит, что будут сняты все противоречия. Америка никогда не признает постсоветское пространство зоной привилегированных российских интересов. Но администрация Обамы посылает сигналы о том, что она пересматривает позицию по вопросам принятия в НАТО Украины и Грузии и размещения ПРО в Восточной Европе. Обама не может публично отказаться от этих планов. Но, судя по всему, эти вопросы будут заморожены на долгое время.

       
Print version Распечатать