ДОВСЕ почти не виден

Что ж, свершилось. Россия фактически вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Этот шаг стал кульминацией начавшегося сползания к "холодному миру" или "прохладной войне". Президент Путин еще 14 июля 2007 года объявил стране и миру, что после 12 декабря 2007 года Россия не будет больше соблюдать ДОВСЕ, если западные партнеры его к тому времени не ратифицируют. Реальных шансов на ратификацию, разумеется, не было ни тогда, ни теперь. Формально речь идет о моратории, но на самом деле это именно выход из договора. Хотя Госдума говорит именно о приостановлении членства, такой процедуры в международном праве не предусмотрено. Договоры можно только денонсировать, согласно установленной в них процедуре, или не продлевать, если договор заключен на определенный срок. То, что был объявлен мораторий, свидетельствует, что, вероятно, решение в Кремле принималось в спешке, под воздействием эмоций и не было до конца юридически проработано. Сейчас объявлено о приостановке исполнения Россией ДОВСЕ. Но, подозреваю, выход России из ДОВСЕ никого в мире особенно не озаботит, поскольку договор во многом был мертворожденным с момента его подписания.

Как известно, условием ратификации адаптированного договора 1999 года Североатлантический альянс ставит вывод российских войск из Грузии и Приднестровья. Москва в 1999 году в Стамбуле сгоряча пообещала сделать это, но теперь обещание выполнять не собирается, по крайней мере, в отношении Приднестровья (в отношении Грузии оно фактически выполнено, за исключением Абхазии). В качестве "исключительных обстоятельств", побуждающих Россию к выходу из договора, были названы отказ стран НАТО ратифицировать ДОВСЕ, а также "планируемое размещение обычных вооруженных сил США на территории Румынии и Болгарии". Аргументы, прямо скажем, не слишком солидные. Российская дипломатия в последние годы явно депрофессионализировалась. Президент Путин не раз утверждал, что страны НАТО не соблюдают ДОВСЕ, что, мягко говоря, не соответствует истине. Ведь хорошо известно, что США и их союзники ни в одном регионе Европы далеко не достигли тех лимитов войск, вооружений и боевой техники, которые им разрешает договор, и в действительности там речь идет не о наращивании, а о реальном сокращении войск НАТО.

На самом деле, прежде всего, Россию в ДОВСЕ не устраивает требование вывести войска из Приднестровья, а также предусмотренные договором ограничения численности войск на Кавказе, где фактически продолжаются военные действия. Кроме того, в ответ на грядущее размещение системы ПРО в Восточной Европе Москва хотела бы нарастить группировку войск и вооружений в Калининградской области. Не потому, что это станет каким-то реальным противовесом американской ПРО, а просто для того, чтобы показать бывшему главному противнику, что мы тоже с зубами. Он, правда, путинского оскала не испугается. Известный немецкий политолог с прокремлевским уклоном Александр Рар полагает, что следующим шагом Москвы может стать развертывание в Калининградском анклаве элементов российской противоракетной обороны в ответ на американскую ПРО в Польше и Чехии, но подобная гипотеза кажется маловероятной. Не очень понятно, от каких ракет мы собираемся обороняться в Калининградской области. Ведь если уж, не дай Бог, когда-нибудь разразится полномасштабный термоядерный конфликт между Россией и США, стороны будут кидать друг на друга межконтинентальные баллистические ракеты по кратчайшей траектории через Северный полюс, и для их перехвата противоракеты, размещенные под Калининградом, равно как и в Польше, так же как и радар в Чехии, абсолютно бесполезны. Скорее всего, в Калининградской области могут быть размещены оперативно-тактические ракеты, потенциально способные достать до американских баз ПРО, хотя американцев да и европейцев это вряд ли так уж испугает. Слишком фантастичен сценарий, по которому эти ракеты пришлось бы применить. В этом контексте и продажа "Искандеров" Белоруссии не выглядит реальным ответом на американскую ПРО в Восточной Европе.

Стоит напомнить, что первоначальный вариант ДОВСЕ был подписан еще в ноябре 1990 года в Париже, когда формально Варшавский пакт еще существовал, но фактически уже разваливался в результате "бархатных революций" в Восточной Европе и доживал свои последние месяцы. Договор, явившийся плодом многолетних переговоров, призван был зафиксировать сложившийся баланс сил между двумя блоками на Европейском континенте, но фактически к моменту его подписания этого баланса уже не существовало. А после распада СССР и вступления государств Восточной Европы и Прибалтики в НАТО (не говоря уже об ожидаемом вступлении в Североатлантический альянс Грузии и Украины) ДОВСЕ окончательно утратил прежний смысл. Россия, как ясно дал понять Путин, хотела бы заключить новый договор взамен ДОВСЕ, однако доведено было это мнение до западных партнеров, с дипломатической точки зрения, довольно неуклюже и вряд ли вызовет у них какую-либо позитивную реакцию. После предрешенного выхода из договора он фактически утратит свое значение, что, правда, вряд ли так уж на самом деле огорчит страны НАТО. Ведь серьезного наращивания российских вооружений все равно не произойдет. Для этого у Москвы явно недостаточно ресурсов, даже в условиях высоких мировых цен на энергоносители. И нападать в Европе в обозримом будущем мы ни на кого не собираемся.

Для России выход из ДОВСЕ - это лишь символический жест, призванный продемонстрировать степень недовольства Москвы тем, что Запад не считается с ее мнением. Практический ущерб для США и их союзников от выхода России из ДОВСЕ будет заключаться лишь в прекращении взаимных военных инспекций, однако у Вашингтона достаточно технических разведывательных средств, чтобы следить за дислокацией и перемещениями российских войск. Ну и, по всей вероятности, о выводе 14-й российской армии из Приднестровья Западу придется надолго забыть. Но, по большому счету, этот вопрос волнует Кишинев, а не Вашингтон или Брюссель. Что же касается идеи российской стороны заключить новый договор об ограничении войск и обычных вооружений в Европе, учитывающий расширение НАТО и распад Варшавского договора, то эта идея также изначально мертворожденная. Ведь теперь Россия, если она пытается (по крайней мере на словах) противопоставить себя НАТО, в качестве союзника может полагаться только на лукашенковскую Белоруссию. Да еще, может быть, на Армению. Для поддержания в этих условиях баланса придется потребовать от НАТО, чтобы количество их солдат, танков и самолетов было не больше, чем имеют в Европе Россия и Белоруссия. Но для этого пришлось бы, наверное, в несколько раз сократить некоторые натовские армии. И как тогда считать, например, армии Украины и Грузии? Да и от патрулирования воздушного пространства Прибалтики в Брюсселе вряд ли откажутся. Очевидно, что подобный договор в принципе не может быть заключен. Но тогда получается, что от грядущей ликвидации ДОВСЕ в проигрыше окажется только Россия. Раз потенциал НАТО по обычным вооружениям значительно превосходит российский, то в случае каких-либо драматических геополитических перемен альянс всегда сможет нарастить свои силы в Европе, в том числе и у российских границ, не будучи связан никакими ограничениями. Жалкая попытка реанимировать ДОВСЕ на переговорах в курортном городке Бад-Сааров под Берлином закончилась провалом. Член российской делегации честно признал, что "по сути мы ни о чем не договорились". Другого и ожидать было нельзя.

Вся акция против ДОВСЕ, безусловно, используется исключительно для внутреннего потребления, как пропагандистское обеспечение кампании по выборам Думы и президента. Однако и в этом качестве выбор объекта нельзя признать удачным. В России о ДОВСЕ вообще мало кто знает, и очень трудно убедить избирателей, что выход из ДОВСЕ - наш большой внешнеполитический успех и свидетельство того, что Россия поднялась с колен и заставляет Запад с собой считаться. Поэтому нельзя исключить, что до 12 декабря Россия, удовлетворившись какими-то самыми общими декларациями из Брюсселя и Вашингтона, без лишнего шума вернется к соблюдению ДОВСЕ без каких-либо оговорок.

       
Print version Распечатать