Быть или не быть России "единой"?

1 декабря 2005 года случилось событие, значимость которого многие по вполне понятным причинам не осознали или не поняли. На свет официально родился новый субъект Российской Федерации - Пермский край. В новорожденный регион слились, гонимые совместным порывом, Пермская область и Коми-Пермятский автономный округ.

Образование Пермского края произошло чуть раньше, однако первый день декабрьской поры своим наступлением дал последнее "добро" началу его самостоятельного существования. И начало это негласно провозгласило старт реального пересмотра губительных результатов "парада суверенитетов" (стартовавшего энное количество лет назад в результате ельцинской отмашки), пересмотра, чреватого вполне конкретными, но оттого не менее противоречивыми по своей сути политическими, экономическими и социальными новшествами для всей необъятной России-матушки...

Так отчего же столь крупное по своей значимости событие не было сопряжено с демонстрацией понимания этой значимости? Не оттого ли, что многие рассматривают событие само по себе, а не в контексте общей программы власти с условным названием "укрупнение регионов"? Может, и так.

В любом случае первые шаги в данном направлении Путин сделал в теперь уже далеком 2001 году, когда заполнившие собой пространство Министерства экономического развития знатные труженики макро- и микро- экономического поприща приступили к самоотверженным и кропотливым трудам, конечным результатом которых должно было стать исследование, доказывающее экономическую целесообразность укрупнения российских регионов... Руководил их работой "возможно самый непопулярный" из ныне сидящих за столом с Фрадковым господ - Герман Оскарович Греф.

Со своей задачей экономисты справились в 2003 году. Далее последовало составление крупных программ, переговоры в центре и на местах, хитроумные рокировки в полпредско-губернаторском стане, критические обсуждения, психологическая подготовка почвы, референдумы, статистика, соцопросы, ну а за ними и родившийся (вернее даже возродившийся из пепла собственного давнишнего раскола) младенец... Пермский край.

Предложенный президентом и одобренный местными депутатами Олег Чиркунов занял свою новую, "раздавшуюся в боках", губернаторскую нишу. Промышленно цветущая, угольная, нефтяная, газовая, неизменно добывающая из своих богатых недр поваренные и калийные соли, Пермская область получила возможность согреть под могучим крылом младшего брата поросший лесами Коми-Пермятский АО. Власть довольна. Голосовавшие за объединение люди (90% населения) тоже довольны. Кто же недоволен? По всей видимости, вечно отмечающие нежелательность появления "регионов-монстров" и пекущиеся о "сжираемой монстрами национальной самобытности малых народов" персонажи.

"Ведь такими здоровенными территориальными кусищами управлять сложнее, чем малюсенькими кусочками, - рассуждают персонажи. - Кусищи будут разлагать национальный суверенитет, самобытность, культуру и традиции малых народов, кусищи будут заново раскалять только-только остывшую ситуацию на ниве региональных этнических, религиозных, культурных конфликтов.

А сколько денег проглотит перекройка российской карты? А сколько внимания центр станет уделять бедным регионам? Нисколько! Заботу о них переложат на хрупкие плечи богатых соседей, старших братьев. А чем все это грозит нам в целом? Отказом от принципов федеративного устройства, возвращением к унитарному государству, появлением жесткой необходимости в единоличном нескончаемом правлении монархического типа... И все, и третий срок Путина обеспечен. А за ним срок четвертый, да пятый, да шестой".

Однако изложенный выше взгляд имеет поверхностную природу. Сиюминутная видимость меркнет перед исторической необходимостью, диктуемой глубоким недовольством некоторыми эпизодами прошлого и сходными с такими эпизодами перспективами настоящего. Перспектива, собственно говоря, одна. Сотни раз предсказанный территориальный развал РФ. Сейчас мы имеем собственные границы 17 века? Да. Но и это для нас, как считают на Западе, слишком много, слишком щедро. Часть "кусков пожирнее" можно оторвать, часть переманить, часть купить и заставить проситься на волю... Без краткого экскурса в историю не обойтись.

В 1708 году, желая усилить контроль центра, желая сделать более удобным и продуктивным процесс сбора налогов с регионов, царь Петр I разделил Россию на 8 губерний с верными царевым прихотям и преданными цареву курсу губернаторами-наместниками во главе. Количество губерний росло синхронно с ростом площади Российской Империи, и к 1914 году в имперском составе числились 81 губерния, 20 областей. Тогда в руках Императора Всероссийского еще находились Украина, Белоруссия, Прибалтика, Царство Польское, Великое княжество Финляндское, Бухарское и Хивинское ханства.

Царь сам выбирал кандидатуру на губернаторский пост, она утверждалась Советом министров, а далее шло принятие "местным хозяином" широкого спектра полномочий - от высшего правительственного руководства до административных функций и надзора за органами местного самоуправления. Царский ставленник-хозяйственник сам подбирал не менее верных спускаемому сверху курсу нижестоящих исполнителей: городские головы, председатели земских управ и прочие управленцы вплоть до самых низов должны были подбираться с предельной тщательностью. И быть может, только такой расклад мог столетиями обеспечивать самый важный, самый первый пункт в Своде законов Российской Империи: "1. Государство Российское едино и нераздельно. 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 1".

К слову сказать, рассмотренная вертикальная система существовала наряду с вполне успешно функционировавшими демократическими сельскими сходами, волостными судами, земствами, казачьим самоуправлением, широким самоуправлением Финляндии и Средней Азии. То есть не "диктатурой единой" Русь жила...

Но и тогда враждебные России государства-конкуренты помимо крупных капиталовложений в разного рода революционные движения, либеральные партии, желавшие полной смены формы правления и государственного устройства, делали огромные ставки на "национально-освободительное", а проще говоря, националистическое подполье, существовавшее в окраинных губерниях. Нередко подполья создавались не только на "забугорные" деньги, но и целиком в соответствии с "забугорными" планами: сначала Япония в Русско-японскую войну, а затем и Германия, и Австро-Венгрия в Первую мировую вкладывали немало сил во внесение в жизнь враждебной им 1/6 части суши разрушительной внутренней смуты.

Плоды получались яркими: "кровавое воскресенье" на фоне военного 1905 года с последующим беспределом революционного разбоя, ведущие антироссийскую деятельность Государственные думы, три пломбированных вагона с революционно настроенными преступниками... Украинское самостийничество "последователей Мазепы" Грушевского-Щептицкого, подпольные организации Белоруссии, прибалтийских губерний, прогерманские польские структуры, еврейский сепаратизм. И это при отсутствии жесткой эксплуатации русским народом нерусских народов, при замороженном состоянии "русификаторской политики" идеологов царствования Александра III.

В итоге крушение Империи со всеми ее 140 нациями и народностями произошло. 1 сентября 1917 года Керенский провозглашает Россию республикой. А дальше было становление советской государственности, когда Ленин, проигнорировав сталинские замечания, остался верен своей идее о "праве наций на самоопределение вплоть до отделения", - и созданное в 1922 году "федеративное на бумаге, но унитарное по сути" государство, эта новая Империя красного цвета, получила национальное территориальное деление. Бомба замедленного действия была заложена под основание СССР в год его появления.

Наличие в составе единого государственного организма множества национальных республик гарантировало перспективу будущих столкновений, конфликтов, войн между представителями разных национальностей, разных этносов. Они произошли. История повторилась в 80-е годы, когда взращенные на западные средства националистические подпольные организации-движения в нисколько не угнетаемых национальных окраинах растащили на куски СССР при ощутимой поддержке Межрегиональной депутатской группы Ельцина-Сахарова.

Российская Федерация нуждается в благах Российской Империи, нуждается в благах Советского Союза, но никак не нуждается в повторении печальной судьбы РИ и СССР, в повторении как 1917, так и 1991 годов с их чудовищными цепными реакциями.

Поэтому теперь на карте есть Пермский край. Поэтому 1 января 2007 года на карте появится новый Красноярский край с "встроенными в его пределы" Таймырским/Долгано-Ненецким и Эвенкийским автономными округами, ведь проект поддержали на референдуме более 90% красноярцев, 70% таймырцев и 80% эвенкийцев при достаточно высокой собственной явке. Как и в случае с Пермским краем, весьма благополучный красноярский регион-донор берет на собственное попечительство менее развитые национальные дотационные регионы в количестве двух штук.

А дальше состоится бракосочетание Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Архангельской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. За ними в дружный хоровод встанут Свердловская, Курганская и Челябинская области, Адыгея и Краснодарский край, а там недалеко и до наведения порядка в центре, в районе двух столиц, когда сотрутся наконец разграничения между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.

Таким образом, составным частям России суждено укрупнятся до приобретения статуса "полной управляемости". Государство, имеющее 89 субъектов, состоящее из восьмидесяти девяти частей, - нонсенс. Гигантский, сложный, но абсурдный геополитический нонсенс. Оно неуправляемо еще и потому, что огромный процент частей имеют разлагающий груз национальной обособленности. Для решения проблемы, для сохранения территориальной целостности и внутреннего единства власть идет на такие меры.

Претворение этих мер в жизнь совсем не означает, что у малых народов будут отнимать их культуру, традиции, языки, их возможность присутствовать в местных властных структурах. Если обострения в национальных вопросах и возникнут, то носить они будут временный, "адаптационный" характер. Ну о каком реальном, а не искусственном обострении может идти речь, когда перепись 1989 года показала, что в тогдашних, еще советских автономных республиках титульные нации не превышали 43 про-центов их совокупного населения, в автономных областях - 22 процента, в автономных округах - 10,5 процента, что в 21 автономном образовании русских насчитывалось больше, чем представителей коренной нации?

Сегодня 2/3 татар проживают вне Татарстана. 2/3 мордвы проживают вне Мордовии. Как миллионы и миллионы представителей других народов, давным-давно не сдерживаемых границами своих национальных республик. Неужели одно только отсутствие представителей национальных меньшинств в Совете Федерации может лечь в основание крупномасштабных конфликтов? Что ж, верхнюю палату парламента все чаще называют "бестолковой"...

Если обратить внимание на объяснения самой власти, то кое-что проясняют слова, сказанные Владимиром Путиным сразу после успешного референдума в Красноярском крае, на Таймыре и в Эвенкии: "Cамо по себе объединение не является самоцелью. Целью мероприятий подобного рода - в данном случае хочу подчеркнуть, что это была инициатива самих территорий, и возникла она еще, когда мы с Александром Ивановичем Лебедем разбирались с проблемами межбюджетных отношений, возникшими между тремя субъектами Федерации, - так вот целью всех мероприятий подобного рода является улучшение жизни людей. Они обоснованы только в том случае, когда способствуют решению задач, прежде всего, социального, финансового, экономического характера. Нашей целью не является создание суперсубъектов Федерации, чрезмерное их укрупнение. А улучшение деятельности органов власти и управления при объединении возможно только в том случае, если сопрягаются усилия территорий, если небольшие в экономическом смысле субъекты Федерации, недостаточно мощные для того, чтобы решать проблемы людей, которые проживают на этих территориях, объединяются с субъектами весьма самодостаточными с экономической точки зрения, как, надеюсь, произошло в данном случае в Красноярском крае".

Сказанное, конечно, верно. Помимо политического, геополитического аспекта, направленного на искоренение всех предпосылок дальнейшего территориального разложения России, есть еще и экономическое обоснование Минэкономразвития: разница между богатыми и бедными регионами неприемлемо велика, у каких-то регионов центр забирает слишком много, каким-то дает слишком мало, а в случае укрупнения бедные должны будут найти перемирие с богатыми - и эту задачу станут решать руководители новых территориальных образований. К сожалению, решение задачи не исключает некоторых негативных первичных последствий для "богатых старших братьев". Но тем не менее никто больше не станет указывать пальцем на близлежащих соседей и обвинять их в том, что дескать "живут слишком нагло, богатства несметные напоказ выставляют".

Введя представление верных Москве губернаторов для утверждения их местными парламентариями, центр со временем придет к разрушению нелояльного отношения к себе со стороны уже сложившихся региональных олигархических кланов (тесно связанных с бывшей местной политической элитой). Впрочем, во многих случаях решение об объединении несет немало экономической выгоды олигархическим кругам, а потому и лоббируется ими: "Газпром", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Лукойл" и иже с ними давно желают распространить свое влияние на судьбу еще большего количества ресурсов.

Кстати, о ресурсах и об их распределении. Я уже писал ранее о поразительно неравномерном распределении ресурсов, о чрезмерном сосредоточении всех благ в центре, в Москве. Здесь же можно вспомнить и еще одну проблему: то самое различие в уровне жизни бедных и богатых регионов, несущее за собой губительные экономические, социальные и, самое главное, политические трения разных масштабов. Предусматривает ли план, разработанный Кремлем, решение и этих проблем? Посмотрим, проявится ли забота о данной специфике в дальнейшем...

Еще один аспект. Многие политические оппоненты Владимира Жириновского и его партии ЛДПР ехидно отмечают, что путинский режим неоднократно прибегал к осуществлению пунктов, заявленных в политической программе либерал-демократов, составленной еще в 90-х годах. И переход к выборам по партийным спискам, и назначение губернаторов, и укрупнение регионов, имеющее целью избежать раскола страны по национальным признакам республик, давно декларировались жириновцами.

Более того, в своей книге "Утомленная планета" Владимир Вольфович даже составил предполагаемую карту территориального деления России, заново "разрезанной" на 12 губерний. Картина получилась такой: " 1. Дальневосточная губерния (Хабаровск) включает Республику Саха (Якутия), Еврейскую автономную область, Чукотский и Корякский автономные округа, Примор-ский и Хабаровский края, Амурскую, Камчатскую, Магаданскую и Сахалинскую об-ласти; 2. Восточно-Сибирская губерния (Иркутск) включает Республику Бурятия, Респу-блику Тыва, Республику Хакасия, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский автономные округа, Красноярский край, Иркутскую и Читинскую области; 3. Западно-Сибирская губерния (Новосибирск) включает Республику Алтай, Хан-ты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую и Тюменскую области; 4. Уральская губерния (Екатеринбург) включает Республику Башкортостан, Уд-муртскую Республику, Коми-Пермяцкий автономный округ, Курганскую, Оренбург-скую, Пермскую, Свердловскую и Челябинскую области; 5. Северная губерния (Вологда) включает Республику Коми, Ненецкий автоном-ный округ, Архангельскую, Вологодскую и Костромскую области; 6. Ленинградская губерния (Санкт-Петербург) включает Республику Карелия, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую и Псковскую области, г.Санкт-Петербург; 7. Московская губерния (Москва) включает Брянскую, Владимирскую, Иванов-скую, Калининградскую, Калужскую, Московскую, Смоленскую, Тверскую и Ярослав-скую области, г. Москву; 8. Центральная губерния (Воронеж) включает Воронежскую, Курскую, Липец-кую, Орловскую, Рязанскую, Тамбовскую и Тульскую области; 9. Южная губерния (Ростов-на-Дону) включает Краснодарский край, Белгород-скую и Ростовскую области; 10. Кавказская губерния (Ставрополь) включает Республику Адыгея, Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Северная Осетия-Алания, Чеченскую Республику, Ставропольский край, Волгоградскую область; 11. Поволжская губерния (Саратов) включает Республику Калмыкия, Астрахан-скую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области; 12. Волго-Вятская губерния (Нижний Новгород) включает Республику Марий Эл, Республику Татарстан, Республику Мордовия, Чувашскую Республику, Кировскую и Нижегородскую области".

В той же книге указывается площадь новых регионов и данные о численности их населения на 1997 год. Говорится и о новой системе взаимодействия центра и регионов: выше всех стоит президент, далее идет губернатор, еще ниже градоначальник, а на самом низу избираемый жителями деревни староста.

Почти сразу после своего прихода к власти Путин разделил страну на 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Согласно данным, приводимым сайтом NEWSru, конечный результат регионального укрупнения будет схож с тем, о чем писал Жириновский - новых регионов будет не 7 по числу федеральных округов, а 8: " 1. Дальневосточный округ: Камчатка, Чукотка, Магадан, Хабаровский край, Приморье, Сахалин, Еврейская автономная область; 2. Забайкальский округ: Якутия, Бурятия, Амурская, Читинская и Иркутская области; 3. Енисейский округ: Таймыр, Эвенкия, Тува, Хакасия, Красноярский край; 4. Сибирский округ: Ямало-Ненецкий округ, Ханты-Мансийский, Омская, Томская, Новосибирская, Тюменская, Кемеровская, Свердловская, Челябинская области, Алтай; 5. Северо-Западный округ: Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельская, Вологодская, Мурманская, Псковская, Новгородская, Калининградская области, Карелия, Ленинградская область с Санкт-Петербургом; 6. Центральный округ: Смоленская, Тверская, Ярославская, Брянская, Ивановская, Курская, Калужская, Орловская, Тульская, Рязанская, Тамбовская, Липецкая, Воронежская, Белгородская, Московская области и Москва; 7. Волжский округ: Нижегородская, Костромская, Ульяновская, Пензенская, Кировская, Пермская области, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Татарстан, Башкирия, а также Оренбургская, Саратовская, Волгоградская и Астраханская области; 8. Южный округ: Калмыкия, Дагестан, Ростовская область, Краснодарский край, Ставрополь, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Ингушетия, Республика Адыгея и Чечня".

Изменится ли форма правления? Гораздо более крупные регионы, располагающие собственными богатствами в огромных масштабах, собственными средствами к существованию, будут требовать строжайшего контроля. Уйдет ли федеративность в прошлое? Произойдет ли возвращение к унитарным принципам правления? Такая вероятность есть. Существует расхожее мнение: унитарный тип в случае большой площади территорий приводит к перевесам - или одни регионы живут за счет других, или центр живет за счет регионов. А федерализация дает всем равенство, в том числе и равенство в качестве жизни. Пример роста количества проблем в федеральной России заставляет подвергнуть сомнению такой стереотип. Россия - совершено особенная, уникальная страна. Ее ни с чем нельзя сравнивать.

Логика представляется другой: сократить количество частей хотя бы наполовину - уже благо. И, наверное, во многом россияне это понимают, так как, согласно соцопросам, значительной своей частью идею укрупнения поддерживают. Сам проект по доведению их количества до восьми штук все еще видится чем-то сказочным.

В любом случае проблема возможных войн на национальной почве и роста сепаратистских настроений на местах из-за наличия национальных республик существует. Других государств с подобным принципом территориального деления просто нет. Проблема катастрофически неравномерного распределения ресурсов между центром и регионами, между самими регионами тоже существует. Других государств с такими же неодинаковыми социально-экономическими условиями жизни на местах в мире нет. Проблема потери контроля над Дальневосточными и Сибирскими землями, над затерянной посреди Европы Калининградской областью стоит предельно остро. Все перечисленные проблемы требуют решения. Если не через укрупнение регионов, то как?

       
Print version Распечатать