Будущее за эффективными формами общения

Практика приглашения зарубежных специалистов в российские университеты существовала и в прежние годы, и здесь всегда были свои сложности, вполне объективного характера. Я, конечно, говорю о постсоветском времени, когда идеологические запреты на приглашение иностранцев уже не существовали. Причины трудностей понятны. Во-первых, не для всякого зарубежного профессора пребывание в России (или в любой другой стране) является плюсом в карьере. Иногда это своеобразный «простой», а порой даже отставание от обычного карьерного роста. Во-вторых, в большинстве случаев материальное обеспечение такой деятельности за рубежом и в России несопоставимы. Хотя надо сказать, что и в развитых странах профессура – люди не слишком богатые – твердый средний класс. Наконец, есть и бытовые сложности. Не всякий ученый согласится ехать в другую страну один, без семьи.

В последние годы контакты зарубежных ученых и российских студентов становятся все более обычным делом. Академическая мобильность студентов и преподавателей – один из принципов Болонского процесса, направленного на создание единой зоны «конвертируемого» европейского образования. Вот почему такие поездки часто поддерживаются на межгосударственном уровне.

Совсем недавно в России была начата реализация Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Многие мероприятия программы направлены на поддержание преемственности поколений в отечественной науке. Предлагаются меры, чтобы они могли реализовать себя в России, а не уезжали за рубеж, чтобы не было пресловутой «утечки мозгов».

Но в этой программе есть и специальные мероприятия, которые поддерживают работу зарубежных ученых в России. Особенно приветствуется приглашение бывших соотечественников. Не секрет, что многие выходцы из России и постсоветского пространства занимают высокие позиции в зарубежной науке, использовать их потенциал на родине очень удобно и экономно. Для этих ученых, как минимум, нет языкового и бытового барьеров, которые для многих иностранцев непреодолимы. Зарубежные ученые не только читают в России лекции, но и руководят диссертациями, консультируют и т.д.

Если говорить о наиболее эффективных формах общения профессоров и студентов, то надо упомянуть о разовых кратких мероприятиях – мастер-классах, «мозговых штурмах» и тренингах, презентациях и консультациях. Такие формы приобщения зарубежных ученых к российской образовательной и научной реальности менее затратны, я думаю, именно за ними - будущее.

Беседовала Любовь Ульянова

       
Print version Распечатать