Этот отвратительный 9-й "А"

Modern life is rubbish

"В 9-м "Б" одни уроды, а в 9-м "А" нормальные вроде пацаны", - говорит Дятлов анонимному тогда еще Епифанову в самом начале сериала. Это, в общем-то, все, что мы знаем о параллельной 9-му "А" школьной реальности.

Скорее всего, отсутствие антиподов в прямой видимости не является намеренным. Сказалась малобюджетность проекта. 9-й "А" существует практически в пустой как Припять школе. Бэкграундом являются совсем уж малолетки. Никакого 9-го "Б" и тем более 10-х и 11-х классов мы не видим. Хотя, по идее, они должны быть. Ибо только через противопоставление себя другим, 9-й "А" может обрести субъектность. В этом плане авторы американского мегасериала Lost куда честнее. Образ Другого не всегда осмыслен, но никогда не исчезает, несмотря на все перипетии сюжетных линий. Фрустрация не покидает современного человека даже на необитаемом острове, а уж тем более в переполненной потными подростками и истеричными училками школе.

Вернемся к концепту Дятлова. Что заставило его считать 9-й "Б" уродами, тогда как в 9-м "А", как мы смогли убедиться, вовсе не хорошие парни? Или говоря словами Жижека, когда Другой становится врагом, а когда - ближним? И кто враг в бессубъектном мире?

Эта же дилемма возникает, когда мы пытаемся анализировать возникновение вражды между фанатами "Спартака" и "ЦСКА, между антифа и наци или между скинами и эмо. И те, и другие наделяют противоположный лагерь дьявольскими чертами. При этом рекрутирование бойцов происходит случайным образом (в сериале "Школа" Вадим Исаев входит в "мусорской" (т.е. "Динамо") движ, а потом зазрения совести пьет водку и идет бить "чурок" с "мясом" (т.е. "Спартаком")). За этими стихийными оппозициями нет никакой традиции, сравнимой, допустим, с борьбой ИРА и оранжистов. Мы имеем дело с квазирелигиозным и квазиполитическим сознанием, пусть даже речь идет только о футболе, который впрочем, если верить Бобу Шенкли, гораздо важнее жизни.

Также случайно, по воле некоего демиурга возник 9-й "А" как уникальное сообщество. Сообщество временное, но не осознающее темпоральности своего бытия. В 15 лет кажется, что этот подростковый ад навсегда. А ведь ад - это ведь тоже другие. Каждый из 9-го "А" - ад для другого по расписанию. Сегодня травим Епифанова, завтра - Носову, послезавтра - Шишкову и т.д. Объект ненависти мобилен, но его появление неумолимо.

И все же, отсутствие радикально других в "Школе" может быть знаковым. Атомизирующийся российский социум все больше распадается на локальные группы. Если коллективистская советская традиция предполагала драки школа на школу, двор на двор, то 9-й "А" не чувствует в себе сил радикально противопоставить себя другим. Любая коллективистская, традиционалисткая сила одним движением расправилась бы с этим невнятным сборищем, который даже собственная мифология подросткового бунта объединить не в состоянии. Такой радикально другой в сериале есть - это Задоев. Но авторы явно пошли на уступки Первому каналу, вписав дикого парня в общечеловеческий дискурс.

9-й "А" без обиняков объявляется в учительской исчадием ада, но отсутствие в сериальном дискурсе фигуры Другого, позволяет усомниться в навязываемом авторами тезисе. Тем более что обычно, в параллели "А" учатся лучшие ученики, а в "Б" - хулиганы и дебилы. Я вот, например, учился в "Б".

Все это можно экстраполировать на куда более широкий общественный фон. Иногда мне кажется, что 9-й "А" - это, то, что стало бы с нами, в случае отсутствия в мире США, Грузии и Польши.

Но, как нас учит профессор Федор Гиренок, Другой - это то, что позволяет посмотреть на себя самого с отвращением. Может быть поэтому 9-й "А" не нуждается в нем, поскольку и без того осознает свою отвратительность?

Источник: http://www.liberty.ru/columns/La-entranable-transparencia/SHkola-.-Etot-otvratitel-nyj-9-j-A

       
Print version Распечатать